Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
Московский театр детской книги
«Волшебная Лампа»

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

 

Театральные уроки – на пятерку!

Утверждение, что дети год от года читают все меньше и меньше, стало уже общим местом. Педагоги, психологи, родители, детские писатели бьют тревогу: сегодняшние школьники не то что читать не любят, а  в массе попросту малограмотны: катастрофически падает уровень техники чтения даже у старшеклассников, дети с трудом могут сделать толковый конспект или реферат, многие испытывают сложности при написании не только сочинений, но даже изложений.

Винят, как водится, во всем технический прогресс: вон стал телевизор непременным атрибутом детской, да и собственный компьютер у десятилетнего сопляка уже никого не в диковинку – так что же вы удивляетесь, что дети не читают!  Да, безусловно, сегодня дети предпочитают получать необходимую информацию не из книжек, а из мультимедийных источников и телепередач. Нельзя отрицать и того, что информация эта организована и структурирована иначе, чем в книгах и не обладает привычными функциями текста. Вполне возможно (и это подтверждают уже новейшие исследования в области нейропсихологии), при работе с компьютерными файлами включаются иные отделы мозга, чем при работе с книжными текстами. И в результате у детей нарушается формирование текстового мышления.  Мы можем сколь угодно сетовать по этому поводу, но остановить бурный рост информационных технологий невозможно, а главное – абсолютно бессмысленно, как невозможно и бессмысленно  пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации.

Но нужно очень отчетливо понимать, что сегодня детей, как никогда ранее нужно учить быть читателями, сами по себе они этого сделать не смогут. Что же это значит: быть читателем? Это вовсе не то же самое, что бойко и без ошибок прочитывать положенное по возрасту количество знаков в определенный срок (хотя и с этим, увы, очень многие дети сегодня не справляются!). Быть читателем – значит вступать во внутренний диалог с  автором и героями, сопереживать им, примерять на себя их опыт. Ребенок, приученный к активному чтению, вводит любимых литературных героев в свое игровое пространство: рисует их, разыгрывает с спектакли с их участием, придумывает новые коллизии, даже видит их во сне. Но как научить этому? Ведь это не распишешь в методических планах, не закрепишь на уроках, не проверишь в контрольных…

И все же, способ есть. Достаточно перенести урок литературы из класса… в зрительный зал. Именно так поступили в театре Детской книги «Волшебная лампа».

Театр как нельзя более соответствует особенностям детского восприятия: он воздействует сразу на все сенсорные системы ребенка: не только зрение и слух, но и обоняние, осязание. Вспомните свой первый поход в театр: наверняка в память запал не только сюжет, но и декорации, и музыка. Наверняка, ваши пальцы вновь ощутят шершавое прикосновение потертого бархата театральных кресел, ноздри – особый, ни с чем не сравнимый, «театральный» запах, и даже съеденное в театральном буфете пирожное тоже будет неотъемлемой частью вашего воспоминания.  

Театр растворяет в себе, стирает дистанцию между вымыслом и реальностью, позволяет без остатка раствориться в происходящем. Но при этом,  в отличие, скажем, от мультика, театральный спектакль предполагает гораздо большую степень условности: средствами театра далеко не все можно показать «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…». При этом актеры и куклы – не где-то далеко, за непроницаемым стеклом телеэкрана, а здесь, совсем рядом, стоит лишь протянуть руку. И они обращаются не в пространство, а непосредственно к залу к сидящим перед ними маленьким зрителям, и между залом и актерами устанавливается особый контакт, то таинственное, упоительное взаимодействие, ради которого миллионы людей и идут в театр, а сотни становятся актерами. То есть, в театре ребенок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. А значит, как раз и учится тому со-переживанию, со-творчеству, которое необходимо для того, чтобы стать настоящим читателем. Собственно, даже и не учится. Ведь способностью к творчеству природа с рождения наделяет человеческое дитя. Но именно театр, как никакое из искусств, помогает раскрыть и высвободить эту способность.

Именно эти уникальные возможности театра и лежат в основе театральных уроков литературы, которые Театром детской книги проводит совместно с Международным общественным информационно-просветительским движением «Добро без границ».

Что же это за программа? В течение нескольких месяцев учителя приводят своих учеников на спектакли (всего в цикл входит 6-8 спектаклей). Перед началом спектакля – яркий, увлекательный получасовой урок, во время которого дети узнают о том, как жили знаменитые сказочники: Андерсен, Пушкин, Киплинг, какое у них было детство, что считали важным и нужны сказать людям и почему. Ребятам рассказывают и о том, что скрыто по ту сторону кулис: как создается спектакль, как работают актеры и режиссер, как делают театральных кукол. Как и на всяком уроке, здесь есть и домашние задания: нарисовать по мотивам спектакля афишу, эскизы костюмов, «оживить» неживую вещь и т.д.  В конце цикла устраивается выставка детских работ.

Настоящая жемчужина программы – «Театральный пушкинский урок». Вдохнуть атмосферу пушкинской поры, новыми глазами увидеть поэта помогает выставка пушкинских рисунков, подлинные рукописи поэта, которые любезно предоставляет для уроков Государственный музей А.С. Пушкина,  романсы на его стихи. Театрализованная игра-викторина придает уроку непринужденный характер, раскрепощает детей: оказывается, «Пушкин» – это не унылый параграф учебника, это живой человек – остроумный, веселый, яркий: он шутил и рисовал забавные картинки, он тоже учился в школе и не всегда – лучшим образом, так значит – он наш, он – друг?

И, наконец, самое главное: в зале гаснет свет, и начинается представление: оживают герои сказок Пушкина и Милна, Андерсена и Киплинга, Григория Остера и доктора Сьюза. Как не полюбить их теперь всем сердцем и на всю жизнь: прекрасную Мертвую Царевну и независимую киплинговскую Кошку, изящных андерсеновских принцесс и принцев, философа Винни-Пуха и мудрого и благородного слона Хортона.

А что было с ними всеми дальше?.. А может, про них есть еще какие-то истории?... А где их можно почитать?.. А когда мы опять пойдем в театр?..

Дети задают вам такие вопросы? Отлично! Значит, театральный урок прошел на пятерку!

8 (495) 624-17-52
8 (495) 623-39-84
Москва, Сущевская ул,
д. 25 с. 5

EnglishFrançaisItaliano

Дорогие зрители!

Вы можете бесплатно
забронировать билеты
в кассе театра
по телефонам:

(495) 624-17-52,

(495) 623-39-84

ИЛИ
приобрести билеты
через интернет
у наших партнеров
«БИГБИЛЕТ»