Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
Московский театр детской книги
«Волшебная Лампа»

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

 

За чудесами – в зимний лес!

Ася Штейн

Под ногами колко похрустывает искрящийся под ослепительными лучами декабрьского солнца снежок. От деревьев тянутся длинные, иссиня-черные тени. В воздухе весело кружатся, вспыхивая редкие искорки снежинок… Денек – в самый раз для прогулки в зимнем лесу! А значит – быстро-быстро, пока не начал гаснуть короткий зимний день начинаем собираться: наденем валенки и рукавички потеплее, берем с собой саночки, удобную лопатку с длинной ручкой, корм для птиц и белочек. А может – прихватить акварельные краски и кисточки – вдруг пригодятся? Или морковку для снеговика? И вот, приготовления закончены, позади остался шум и гомон городской магистрали. Мы входим в лес.

Здесь – настоящее царство Деда-Мороза. Кругом – праздничная хрустящая белизна, нарушаемая лишь графически четким рисунком черных, обнаженных веток. Здесь все необычно, все непохоже на наш повседневный мир. Кажется, что здесь стоит особая, пронзительно-звонкая тишина. А все же, давайте прислушаемся! Предложите малышу остановиться и постоять минутку тихо-тихо с закрытыми глазами. Пусть он расскажет, что услышал: треск обломившейся ветки, скрип обледенелого наста под ногами, шелест осыпающегося с деревьев снега, деловитый стук дятла, раздраженное карканье ворон, праздничный клекот синиц.

В солнечный день рассмотрите тени деревьев на снегу. Какого цвета тень? Черного? А вот и нет! Давай посмотрим повнимательнее: здесь и сизый, и бурый, и асфальтово-серый. А сам снег? Думаешь, белый? Нет-нет! Он разноцветный: на ярком солнце – золотистый, в тени – голубой а кое-где даже зеленоватый. Если есть охота, предложите крохе нарисовать зимний пейзаж. Только делать это надо очень быстро, буквально несколькими мазками, а то замерзнете стоять! Но рисунку спешка нисколько не повредит: получится экспрессивный, выразительный набросок, в котором схвачено будет все самое важное. Можно, вернувшись с прогулки рассмотреть картины взрослых художников (например, К. Юон «Русская зима»). Но будьте осторожны, чтобы у малыша не развился комплекс не полноценности, ведь он всерьез может начать сравнивать свое творчество с картинами выдающихся художников!

Зимний лес только кажется уснувшим. На самом деле, в нем продолжается бурная жизнь. Научите малыша определять, чем занимаются обитатели леса. Горка шелухи от еловых шишек свидетельствует о том, что поблизости похозяйничала белка, мелкие, почти как пыль, кусочки коры рассыпавшаяся веером по снегу, говорит о том, что на дереве потрудился дятел. Если посидеть тихо-тихо, вы обязательно увидите «лесного доктора». Он деловито усядется на ветку и, запрокинув назад свою красивую головку в ярко-красной шапочке, звонко стукнет клювом по древесному стволу. Обязательно расскажите малышу, как заботится дятел о деревьях, выедая из-под коры жучков-вредителей. А еще, оказывается, дятел любят полакомиться сосновыми шишками. Он срывает их с дерева и уносит в свою «кузницу». Здесь он зажимает свою добычу в выдолбленном отверстии дерева и, раскрыв сильным ударом клюва чешуйки, выедает семечки Можно прочитать и выучить такой стишок про дятла:

Лес очень любит тишину,
В нём пасмурно и тихо.
И только дятел о сосну
Вызванивает лихо.

Так добывает червяков
Лесной умелец этот.
И звери знают,
Что таков
Его рабочий метод.

И только старый бурундук,
Живущий на раките,
К двери бежит на этот стук
И говорит: — Войдите!

Несложно увидеть и белочку. Проголодавшись на скудном зимнем корме, она сама спустится к вам за орешками.

Можно понаблюдать, чем питаются и другие обитатели леса: притаившись, можно увидеть синичку, клюющую семена боярышника или шиповника, снегиря, с аппетитом закусывающего пламенными ягодами рябины. Но все-таки, зимовать в лесу довольно голодно. Поэтому не поленитесь прихватить с собой пакетик ассорти из семечек овса подсолнуха, дыни, конопли, проса. А синички с удовольствием полакомятся и ломтиками сала, развешанными на ветках.

Можно припомнить и стихи или загадки про птичек. Например, про снегиря:

Зимой на ветках яблоки!
скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… снегири!

Если вы отправились на прогулку не в ближайший лесопарк, а в настоящий, серьезный лес, возможно, вам посчастливится увидеть следы лося, лисицы или зайца. Так что стоит заранее посмотреть определитель и научить малыша по следам угадывать, кто побывал здесь до вас. Предложите малышу вспомнить, как заяц защищается зимой от врагов, почему лисицу прозвали «плутовкой» (оказывается потому, что она заметает свои следы на снегу длинным, пушистым хвостом). Если захочется – вспомните вот такой стишок Сергея Козлова про зимний лес:

Лес под снегом притаился,
Заяц к елке притулился,
Волк уснул.
Лиса не спит:
Зайца в поле сторожит.

Разыщите глухаря
Посредине января!

В самой колкой из одёж
Спит в лесной избушке еж.
Но куда вы не пойдете,
Той избушки не найдете:

Из трубы дымок не вьется,
Из окошка свет не льется,
И тропинкой ледяной
Еж не ходит за водой.

А глухарь хитрее всех -
Кувыркнулся с елки в снег,
Как в перине пуховой,
Спит в перине снеговой.

Разыщите глухаря
Посредине января!

Там, где заяц полежал,
Полежал и побежал,
Снег немного полежал
И вдогонку побежал.

У оленя на рогах
Снег лежит, как на ветвях.
И, задумчив, целый день
Под сосной стоит олень.

А синице лето снится,
Снится солнышко синице,
И поет она: "Тень-тень!
Здравствуй, белый зимний день!"

А чем занимаются зимой растения? Осторожно рассмотрите веточку боярышника, березы, клена. Поинтересуйтесь у малыша, что это на ней за маленькие темные комочки. Расскажите,  что это – почки, в которых, как птенчики в яичке, спят до весны крохотные листики. Можно попробовать их даже разбудить. Аккуратно срежьте по веточке с разных деревьев и отнесите домой. Поставьте банки и наблюдайте, какие листочки распустятся первыми?

Соберите (а лучше, приготовьте заранее семена и плоды различных деревьев: клена, тополя, сосны, ели, березы, шиповника, рябины). Выберите подходящую полянку  со смешанной растительностью и предложите малышу такую игру: вы будете давать ему плод или семечко, а он будет пытаться определить, с какого дерева оно упало. К этой игре стоит подготовиться заранее и еще до прогулки рассказать малышу, как какое дерево называется, какие у него плоды и семена). Если соберется несколько детишек, играть будет еще веселее!

А теперь поговорим о снеге. Какой он на ощупь? Ну, конечно же, холодный! А если зарыться в него будет тепло или холодно? Думаешь, холодно? А вот и нет! Снег укутывает землю, как настоящая шубка, и растениям под ним тепло и уютно зимовать. У корней дерева разгребите снег. Под пышным сугробом приютились нежные зеленые побеги. Снег спасает их от мороза. Расскажите малышу, что так же защищает он и корни деревьев. Некоторые растения преспокойно зимуют в теплом сугробе! Обязательно запомните это место, и весной сходите проверить, что-то стало с вашими зимними знакомцами.

Ну, а теперь пора подвигаться. Чем займемся? Если снег сухой и хрусткий, идем на горку кататься на санках. Не стоит сразу забираться на самую высокую горку. Малыш может испугаться. Имейте в виду: даже если в прошлому году он уже катался с этой горки, сейчас всю науку, скорее всего придется начинать заново: сколько воды утекло с тех пор…Начните буквально с пары метров, а когда малыш освоится, постепенно «набирайте высоту». Каких только приспособлений для катания с горки не изобрело человечество: здесь и саночки со спинкой для самых маленьких, и классические салазки, и лихие ледянки и – для любителей «высшего пилотажа» – скоростные снегокаты. Как ни привлекателен снегокат, сначала, все же, стоит научить малыша управлять при помощи веревки обычными санками. Это, кстати, не проще, чем  справиться со снегокатом. Сядьте на санки за малышом. Вложите в его руки веревку, а сверху положите на его руки свои. Постепенно вы будете ослаблять руки, а когда почувствуете, что он понял, что нужно делать, оставьте их только для страховки, а после уберите совсем. Сначала научите малыша съезжать по прямой, равномерно натянув обеими руками. Когда это станет получаться, можно попробовать поворачивать, натягивая одну из веревок. Между прочим, это упражнение укрепляет связи между полушариями мозга, отлично развивает координацию движений. Когда и этот навык будет освоен, попробуйте перейти к «слалому»: воткните в снег палочку и попросите малыша объехать препятствие. Затем добавьте на некотором расстоянии от первой палочки вторую, потом – третью…

Лишь когда санки будут освоены, можно пересаживаться на снегокат. Только учтите, что он развивает гораздо более серьезную скорость, чем санки, поэтому сразу же научите ребенка пользоваться тормозом. В принципе, четырех - пятилетний ребенок вполне способен овладеть снегокатом.

Сразу же договоритесь с малышом о соблюдении некоторых правил: съезжать нужно осторожно, чтобы не наехать на тех, кто поднимается вверх, не сидеть на краю санок, чтобы не свалиться спиной назад, самостоятельно поднимать саночки обратно на горку.

Если погода довольно теплая, а снег – липкий и влажный, попробуем построить снежный домик. А если детей собралось несколько, можно даже смастерить настоящую снежную крепость. Для строительства скатываем шары, как  для снежной бабы. Если хотите добиться совершенства, обтешите их лопаткой, тогда у вас получатся настоящие строительные блоки. Положите их один на другой. Для прочности можно облить сооружение водой. А теперь будет самой интересное: начинаем украшать наш архитектурный шедевр.  Изящная снежная лепнина, инкрустация шишками и кусочками коры, – для умелых архитекторов нет невозможного! Потрясающий эффект получается, если посыпать крепость порошком для растворимых напитков (продаются в киосках) или пищевыми анилиновыми красителями. Правда, если вы планируете устроить штурм крепости, особо усердствовать не стоит: жаль будет разрушать такую красоту!

Когда начнет темнеть, украсьте стены своей крепости самодельными бумажными фонариками с маленькими свечечками и полюбуйтесь нежной красотой язычков пламени на фоне угасающего зимнего дня.

Ну, а теперь берем зажженные фонарики в руки – и домой. До свидания, лес! До следующей всречи! 

8 (495) 624-17-52
8 (495) 623-39-84
Москва, Сущевская ул,
д. 25 с. 5

EnglishFrançaisItaliano

Дорогие зрители!

Вы можете получить консультацию о спектаклях
по телефонам:

(495) 624-17-52,

(495) 623-39-84

И приобрести билеты он-лайн у наших партнеров
«БИГБИЛЕТ»