19 Январь, 2014
Детское время

Ася Штейн

Сегодня, когда повсеместно распространены кварцевые часы с электронным табло, умение определять время по механическим часам со стрелками, возможно, не кажется столь необходимым навыком, как еще несколько десятилетий назад. И все же, отказываться от знакомства малыша с циферблатом не стоит.

Время – понятие абстрактное. Ощутить его ход маленькому ребенку очень сложно. Ряды светящихся цифр, выскакивающие на электронном табло, лишь констатируют необратимый бег времени, но не дают малышу представления о том, что такое  «час назад», «через полчаса».

Механические же часы помогают сформировать у ребенка представление о структуре времени, научиться соразмерять с его ритмом свою жизнь. Кроме того, изучение столь сложной знаковой системы, как часы,  требует от малыша значительных умственных усилий, что, в свою очередь, способствует развитию его интеллекта и особенно – абстрактного мышления.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Помните, что обучению детей любым абстрактным знаниям, должен предшествовать непосредственный чувственный опыт. Убедитесь, что ребенок хорошо представляет себе, что такое «сначала» и «потом», «утро» и «вечер», «вчера» и «завтра», «долго» и быстро».  Кроме того, малыш должен хорошо помнить числа от 1 до 12. Только после этого можно знакомить ребенка с часами. Большинство детей бывает готово к этому  примерно к четырем-пяти годам.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Расскажите малышу, для чего нужны часы, покажите, как вы с их помощью определяете, когда нужно идти гулять, обедать, ложиться спать.

Очень полезно приобрести для детской часы с кукушкой. Малыш с удовольствием будет считать, сколько раз прокуковала его любимая птичка.

Однако учить малыша определять время по настоящим часам очень трудно. Ведь по сути часы совмещают в себе два наложенных друг на друга циферблата, часовой и минутный. И осваивать их одновременно – колоссальная нагрузка для детского ума.

Поэтому на первых порах стоит воспользоваться самодельными часами, на которых будет только одна, короткая часовая стрелка.  

Покажите малышу, в каком направлении и движется стрелка, предложите ее покрутить. Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время. Спросите его, сколько времени на часах. Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.).

C самого начала соотносите время на циферблате с теми событиями, которые происходят в это время в жизни ребенка.Вспомните, что вы обычно делаете в десять часов утра, три часа дня, семь часов вечера. Можно поиграть в такую игру: вы будете выставлять время на часах, а малыш будет решать, что пора делать его «детям»: станет накрывать на кукольный столик, стелить мишке постельку и т.д. Можно попробовать сделать наоборот. Вы показываете картинку, где изображено, как дети гуляют, спят и т.д., а малыш выставляет соответствующее время на часах.

Научиться следить за движением времени малышу помогут солнечные часы, которые несложно соорудить летом на даче. Пусть он сам, понаблюдав за изменениями на циферблате, придет к выводу, что положение тени меняется в зависимости от того, высоко ли в данный момент находится солнышко. Предложите ему сравнить, в чем заключается сходство и различие между механическими и солнечными часами. 

ОТ ЧАСОВ – К МИНУТАМ

Когда этот навык будет прочно усвоен и малыш научится уверенно пользоваться часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. 

Но для начала ему нужно уяснить, зачем она вообще нужна. Предложите ребенку внимательно последить за настоящими часами, обращая внимание лишь на короткую, часовую стрелку (можно купить для этой цели дешевые часы и снять с них минутную стрелку). Нужно, чтобы маленький исследователь  заметил, что стрелка не перескакивает с одного часа на другой, а медленно ползет от одного деления к другому. 

Попросите малыша сделать так, чтобы часы показывали чуть больше часа, чуть меньше двух, четыре с половиной и т.д. Но удобно ли так определять время? Конечно же, нет, ведь это очень неточно! Поэтому люди разделили час на минуты и придумали минутную стрелку, которая помогает точнее определять время.

Прикрепите на ваш учебный циферблат минутную стрелку, рассмотрите ее. Предложите  сравнить ее с часовой и рассказать, чем она отличается. Объясните, что минутную  стрелку специально сделали длиннее, чтобы легко отличать ее от часовой.

Пусть ребенок выставит время при помощи часовой стрелки и покажите, что  минутная в это время будет находиться  делении 12. Понаблюдайте,  что происходит с минутной стрелкой на настоящих часах. Хорошо, если малыш сам обнаружит,  что за час на делает полный круг и снова оказывается на двенадцати.

Попросите ребенка поставить минутную стрелку в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно».

А где, по мнению малыша, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина?  Если пока трудно ответить на этот вопрос самостоятельно, попробуйте найти решение вместе.  А где в это время будет часовая стрелка? Найдите правильное положение часовой стрелки на макете. 

Закрепите этот навык в игре. Сейчас два часа. Зайка уезжает на дачу через полчаса. Покажи, сколько времени будет на вокзальных часах, когда отойдет его поезд. А сколько будет еще через полтора часа, когда бабушка придет его встречать на станцию?

Придумайте похожие игры, помогающие усвоить, сколько времени было полчаса назад, полтора часа назад, сколько времени прошло, если было четыре часа, а сейчас – половина шестого  и т.д.

ТОЧНОЕ ВРЕМЯ

Чтобы малыш понял,  что такое минута, купите в аптеке песочные часы. Они помогут сделать время зримым и осязаемым. Предложите ему узнать, сколько раз он может за одну минуту подпрыгнуть, присесть, нарисовать палочек. Проверьте, можно ли за одну минуту собрать в коробок рассыпанные спички, одеться, залезть под стол, наполнить водой тазик и т.д.

Ну, а теперь проследим, куда переместится минутная стрелка на механических часах, пока пересыплется весь песок в часах. Пусть малыш сам отметит это на учебных часах и переместит минутную стрелку на соответствующее количество делений.

Расскажите, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Установите стрелки в то или иное положение. Придумайте игры, по ходу которых малышу нужно будет показать положение стрелок

  • через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;

  • через час и 10 минут

  • 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;

  • час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.

Чтобы сделать это занятие более интересным и веселым, можно воспользоваться старым механическим будильником, который будет звонить, когда малыш правильно установит стрелки

КОТОРЫЙ ЧАС?

Детям бывает довольно сложно понять, почему после половины часа мы говорим «без двадцати», «без пятнадцати» и т.д. Объяснить это можно так: сначала стрелочка убегает вниз ( как будто с горки), удаляясь от предыдущего часа. В это время мы говорим: пять, десять, пятнадцать минут девятого. И так, пока она не съедет в самый низ. А когда она начинает взбираться в горку, то приближается к следующему часу и становится без пятнадцати, без десяти, без пяти.

Если малыш не очень понимает, о чем идет речь, положите прямо на игрушечный циферблат мелкие фишки (горошины, пуговицы, пластилиновые шарики и т.д.) по числу минут в часе. Поставьте стрелки, к примеру, на без десяти семь. Уберите, соответственно, десять фишек и, продвигая стрелку по одной минуте вперед, кладите фишки на место.

Маленького ребенка, который только учится пользоваться часами, не стоит учить сразу двум способам обозначения времени. Малышу, еще незнакомому с большими цифрами, проще понять, что значит без десяти девять, чем восемь сорок пять.

Обязательно найдите практическое применение полученным знаниям. Очень полезно составить режим дня. Около каждого пункта можно нарисовать маленькие часики, на которых будет обозначено соответствующее время. Пусть кроха сам, с вашей помощью. Конечно, учится следить по часам, когда надо садиться обедать, собираться на прогулку или в бассейн.

Однако стоит помнить, что освоение часов – дело сложное и долгое. Не стоит форсировать события и гнаться за немедленными результатами. Рано или поздно он ваш кроха обязательно освоит эту науку. Важно лишь мягко и постепенно учить его следить за движением времени и чувствовать его ритм.

Все права сохранены  ©  Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!