18 Январь, 2014
Все в сад!.. Или – не все?

Ася Штейн

Среди родителей трехлеток и тех, кому вот-вот исполнится три, все разговоры вертятся вокруг предстоящих великих перемен:  осенью малышам предстоит идти в детский сад.  В большинстве своем  трехлетки легко осваиваются в новых условиях и, после недолгого периода адаптации, с удовольствием ходят с садик.  Но в каждой группе обязательно найдутся два-три горемыки, которые так и не впишутся в детсадовскую жизнь: один болеет больше времени, чем проводит в группе; другой и через месяц, и через год после со слезами расстается с  мамой, а потом часами стоит возле окна или забора, ожидая, когда его заберут; третий  наотрез отказывается участвовать в утренниках и общих играх…  Промучившись с маленьким упрямцем какое-то время, родители приходят к выводу:  похоже, малыш так никогда  не адаптируется к детскому саду.

Необходимый этап или вынужденная необходимость?

Для начала попробуем разобраться: а обязательно ли детям вообще ходить в детский сад? На этот счет существуют диаметрально противоположные  мнения.

Мнение «За» - сторонники детсадовского воспитания убеждены, что всем детям необходимо ходить в детский сад, начиная с трех лет, это необходимый этап взросления маленького человечка:

•     Ребенку необходимо  полноценное общение со сверстниками

•     Детский сад приучает к порядку и дисциплине

•     Только в детском саду ребенок  может научиться взаимодействовать с чужими взрослыми

•     Детский сад обеспечивает ребенку полноценное, последовательное, последовательное и всестороннее развитие, готовит его к школе

Мнение «против» - противники детского сада считают, что полноценное воспитание ребенок может получить только в семье, а детский сад – вынужденная мера, если у родителей нет возможности сидеть с ним до школы или пригласить няню:

•     В садике дети недополучают родительского тепла и любви

•     В саду дети часто болеют

•     Ни один детский сад не в состоянии обеспечить ребенку индивидуальный подход, здесь всех «стригут под одну гребенку»

•     Детсадовские занятия не могут в полной мере развить таланты малыша и качественно подготовить его к школе.

Само собой разумеется, сторонники первой точки зрения будут изо всех сил стремиться преодолеть сопротивление крохи и всеми правдами и неправдами заставить его ходить в детский сад. Приверженцы второй, если и попытаются устроить малыша в садик, при первой  же неудаче зачислят его в «несадовские» и с облегчением вернутся к  более приемлемому для них домашнему воспитанию. 

Истина – посередине!

Истина, как водится, лежит посередине.  Конечно же, детский сад – не панацея и далеко не единственный способ социализировать ребенка и подготовить его к школе: есть немало детей, которые  никогда не ходили в садик и при этом не испытывали никаких проблем при адаптации к школе. С другой стороны, не стоит отрицать и того, что хороший детский сад может дать ребенку  социальный опыт, обеспечить который в семье довольно сложно.  

Поэтому, если у малыша есть проблемы, которые могут помешать его адаптации к детскому саду, стоит  трезво взвесить в каждом конкретном случае все «за» и «против» и продумать:

•     можно ли компенсировать эти проблемы с  тем, чтобы все-таки отдать кроху в детский сад через год-другой

•     каким образом восполнить недостаток детсадовского опыта, если, все-таки выяснится, что малыш  не сможет туда ходить

 Здоровье важнее!

Если у крохи есть какие-то серьезные хронические заболевания:

•     сердечно-сосудистой системы

•     пищеварительной системы

•     почек

•     эндокринной системы

•     тяжелые аллергические заболевания (нейродермит, бронхиальная астма)

•     аутоиммунные заболевания (ревматизм, системная красная волчанка)

необходимо сначала добиться устойчивой ремиссии (не менее года), и только потом обсудить вместе с лечащим врачом возможность посещения детского садика.

Важно: в некоторых случаях малышу, наоборот, необходимо как можно раньше начать посещать профильный лечебный детский сад:

•      При нарушении  зрения

•      При логопедических проблемах

•      При заболеваниях позвоночника и опорно-двигательного аппарата

•      При задержке нервно-психического развития

Не стоит торопиться с детским садом и ослабленным, часто болеющим детям. В этом случае потратьте ближайший год на то, чтобы укрепить здоровье крохи при помощи

•      Обливания

•      Бассейна

•      Длительных прогулок

•      Физиотерапии

•      Климатического лечения

Обратите внимание:  считается, что период адаптации к детскому саду, когда большинство детей часто заболевает ОРВИ, продолжается два, максимум три месяца. Если и после этого малыш продолжает болеть не реже раза в месяц, его стоит хотя бы на время забрать из детского сада.

Наш совет: выбирая детский сад для ослабленного малыша, выясните в детской поликлинике, в каком саду вашего района дети болеют реже всего.

От мамы – ни на шаг!

Это вы знаете, что вы обязательно вернетесь за крохой вечером или даже после обеда. Но трехлетний ребенок живет здесь и сейчас, и для него понятия «потом» пока еще просто не существует.

Спокойные, уравновешенные, уверенные в себе дети довольно быстро переключаются на новые впечатления, которыми так богата детсадовская жизнь и, через несколько дней, убедившись, что мама обязательно за ними возвращается, перестают беспокоиться. Но для пугливого, эмоционально зависимого от мамы малыша первый опыт самостоятельной жизни может стать настоящей травмой.

«В моей группе была одна девочка, - вспоминает воспитательница Юля, - она  вообще от воспитателей не отходила и твердила целыми днями, как заведенная: «А мама придет меня забирать? Вот позанимаемся, погуляем, поедим, поспим и придет? А мама придет?» - и так до бесконечности!»

Такая обостренная зависимость может быть вызвана многими причинами:

•      Трудные роды, после которых кроху надолго разлучили с мамой

•      Тяжелая болезнь, во время которой малыш лежал в больнице один

•      Развод родителей или смерть кого-то из близких: если вдруг исчезли папа или бабушка, где гарантия, что не исчезнет и мама?

•      Появление еще одного ребенка в семье: малыш может решить, что родителям он больше не нужен, и от него решили избавиться, отдав его в это малоприятное место.

Наш советесли вы ждете появления малыша и планируете отдавать старшего ребенка в детский сад, постарайтесь делать это как минимум за несколько месяцев до родов или, если это не получается,  подождите до следующего года.

Тревожного, зависимого малыша лучше приучать к самостоятельности постепенно.

•      Оставляйте малыша ненадолго (сначала – буквально на десять-пятнадцать минут) дома или на детской площадке с кем-то из хорошо знакомых, но посторонних взрослых: няней, подругой, дальней родственницей.  Затем попробуйте оставлять его уже на их территории.

•      Посещайте с малышом группу раннего развития, где обстановка максимально приближена к детскому саду, но  где родителям разрешается присутствовать на занятиях, хотя бы в первое время.

После того, как малыш убедится, что вы всегда за ним возвращаетесь и перестанет бояться вас отпускать, можно подумать о группе краткосрочного пребывания, где дети проводят всего два-три часа, и лишь затем, если все пойдет благополучно – о полноценном детском садике.

«Тайфуны» и «тормоза»

И гиперактивные шустрики, и медлительные копуши чувствуют себя в детском саду одинаково неуютно. Не вписываясь в ритм жизни детсадовской группы,  нарушая  привычный распорядок дня, они раздражают воспитателей, у которых попросту нет времени  ждать, пока гиперактивный Вася спрыгнет со спорткомплекса или вылезет из-под стола, а медлительная Кира доест кашу или наденет колготки и можно будет, наконец, начать  общее занятие. При этом и «тайфунчики», и «копуши», как правило, не слишком аккуратны, медленнее других детей овладевают навыками самообслуживания, эмоционально нестабильны, словом, являются типичными нарушителями детсадовского спокойствия.

Сюда  же стоит отнести и детей, у которых нет серьезных проблем с произвольной регуляцией, но они  живут по собственному внутреннему ритму, который плохо согласуется с детсадовским режимом:

•      С трудом встают по утрам

•      Отказываются спать днем

•      Не вписываются в общепринятый режим питания (не могут съесть за один прием положенную порцию,  имеют стойко выраженные пищевые предпочтения)

•      Отказываются участвовать в групповых мероприятиях (играх, праздниках, занятиях)

Строго говоря индивидуальный  ритм есть у каждого ребенка , но многие дети способны без особого труда подгонять его под общие требования.  Но для некоторых детей – это настоящая трагедия чреватая серьезными проблемами, начиная от энуреза и кончая устойчивыми неврозами и аутистическими реакциями.

Если малыш испытывает в детском саду стойкий дискомфорт и, к тому же,  раздражает воспитателей, его, несомненно, стоит забрать из садика. Идеальный вариант для таких деток – альтернативный детский сад с гибким режимом, например, вальдорфский. К сожалению, таких детских садов немного и, как правило, они достаточно дороги. В этом случае малышу подойдет группа временного пребывания, где нет таких жестких режимных требований.

Обратите внимание: и гиперактивным, и медлительным детям в дошкольном возрасте необходимы коррекционные занятия с психологом, иначе им будет очень сложно адаптироваться к школе. 

Маленькие гении

Не по годам развитому, одаренному ребенку, который к четырем годам играючи выучился читать, а на досуге сочиняет стихи или пишет картины маслом, в детском саду откровенно скучно: детсадовскую программу он давно перерос, а общаться с существенно менее развитыми сверстниками ему неинтересно.

С другой стороны, давно известно, что  у маленьких детей сверходаренность в одной сфере, как правило, сочетается с некоторой задержкой в других. Маленький скрипач с абсолютным слухом может не уметь надевать колготки, а юный Ньютон, сутки напролет размышляющий об устройстве Вселенной, с трудом осваивает двухколесный велосипед. И почти все одаренные дети испытывают те или иные трудности в общении. Поэтому ограничиваться домашним воспитанием, всецело сосредоточившись на раскрытии талантов маленького гения, не стоит. Гораздо полезнее найти детский сад с интенсивной  программой, где малыш будет чувствовать себя среди равных. Это детские сады, работающие:

•     по программе Л.А.  Венгра «Развитие»,

•     по программе М.А. Васильевой

•     по системе Монтессори   

•     детские сады при крупных гимназиях

Подробнее о профиле и специализации детских садов вы можете узнать на портале «Всеобуч» http://www.edu-all.ru

Наш совет: если по тем или иным причинам вы не можете или не хотите устраивать одаренного ребенка в садик, следите, его развитие было разносторонним, заботьтесь, чтобы он хотя бы несколько раз в неделю мог общаться  и играть с другими детьми.

 Несадовские родители

Нередко проблема коренится вовсе не в малыше, а в его родителях, которые на самом деле вовсе не хотят отдавать малыша в детский сад, но вынуждены сделать это в силу обстоятельств или под давлением близких. В этом случае, сознательно или бессознательно, они хотят  вовсе не адаптировать малыша к садику, а наоборот, доказать себе и окружающим, что ему там обязательно будет плохо.

Собственный негативный опыт –  маме (реже – папе) было плохо в детском саду, они с ужасом вспоминают эти годы и заранее убеждены, что детский сад - это всегда кромешный ужас.  

Оправдание ухода из социума – мама по тем или иным причинам не хочет возвращаться на работу или в институт, но принять такое решение она боится или стесняется, поскольку оно кажется ей социально неприемлемым , и  в качестве оправдания моделирует – чаще всего бессознательно – ситуацию, при которой она имеет моральное право  не выходить на работу.

Эмоциональная зависимость – мама психологически не готова к разлуке с малышом, ей страшно или просто некомфортно отпускать его от себя.

В этом случае, прежде всего, нужно разобраться в собственных чувствах :

•      Подумайте, что именно мешает вам отпустить малыша от себя. 

•      Сформулируйте, честно и беспристрастно, в чем заключаются ваши страхи и попробуйте докопаться до их причины.

•      Решите, каким бы мог быть идеальный детский сад, куда бы вы были готовы отдать своего драгоценного кроху. Возможно, ваши  ожидания вполне реалистичны.

•      Найдите дело, которое в ваших глазах оправдало бы разлуку с малышом (высокооплачиваемая  работа, второе высшее образование, рождение еще одного ребенка и т.д.).

•      Обратитесь за помощью к психологу, если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно.

А самое главное, помните: даже самый маленький человечек имеет право на собственную, отдельную от мамы и папы жизнь, в той мере, в которой к этому готов он сам.

 

Все права сохранены  ©  Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!