19 Январь, 2014
Умение зевать с закрытым ртом

Ася Штейн

Этикет – словечко модное. Как грибы после дождя появляются курсы этикета для самых разных категорий граждан: от младших дошкольников до бизнесменов, издаются пособия, советами по этикету пестрят глянцевые журналы и интернет-сайты.

Но что же, все-таки это такое, этикет? Это когда знаешь, как пользоваться столовыми приборами? Когда старушке место в транспорте уступаешь? Когда умеешь непринужденно носить смокинг и вальс танцевать? И в каком возрасте начинать учить всему этому детей?  И чему именно учить? А главное, как?

Слово «этикет» появилось сравнительно недавно: каких-нибудь   четыре века назад, когда Людовик XIV, расстроенный ужасающими манерами своих придворных, приказал раздавать гостям на балу специальные карточки, «этикетки», где было подробно расписано, как, собственно, полагается вести себя  князьям и баронам на балу у государя. (А мы-то думали, что такие проблемы были только Петра I, а французы отличались галантностью и изысканными манерами во все времена…). И с тех пор этикетом стали называть умение правильно вести себя в той или иной ситуации: хоть на балу, хоть в современном офисе.

Я понял, что такое этикет: 
это когда умеешь зевать 
с закрытым ртом.
(Ваня, 6 лет)

ПО ЗАКОНАМ МИРОЗДАНИЯ: РИТУАЛ И ЭТИКЕТ

Но само понятие этикета – регламентированных норм поведения, уходит в глубокую древность. Более того, чем древнее эпоха, чем архаичнее общество, тем более сложны и строги правила этикета. С чем же это связано? 

Живя среди дикой природы, подчиняясь ее суровым законам, полностью завися от капризов погоды, особенностей ландшафта, сдвигов земной коры, изменений климата, первобытный человек считал себя нераздельной и неотъемлемой частью мира, который его окружал.

Архаичное мифологическое мышление, осмысляя законы бытия, приводило к парадоксальным и – с нашей точки зрения – иррациональным выводам: если человек – часть мироздания, то он является его воплощением, не подобием, не копией, а именно – воплощением. Социум – род, племя, деревня – это земная проекция космоса, и человеческим обществом управляют те же законы, что и движением светил, сменой времен года, ветрами и засухами. Когда-то, в начале времен, духи или герои-первопредки дали людям подробнейший свод правил, детально регламентирующих жизнь племени. Взаимоотношения между миром людей и миром богов регламентировал ритуал, а взаимоотношения между людьми – этикет.   Ритуал был связан с праздником, этикет – с повседневностью.

От того, насколько четко и неуклонно будут эти требования соблюдаться, зависит, ни много, ни мало существование всего мироздания: ведь стоит разладиться земной жизни, как и на небесах все пойдет наперекосяк.  Кроме того, знание витиеватых норм этикета помогает отличить своего от чужаков,  к которым архаическое общество всегда относилось крайне подозрительно. Вот почему до мельчайших деталей регламентируется церемония встречи и прощания, формулы обращения детей к родителям, младших – к страшим, костюм, трапеза, устройство жилища. Словом, не будет преувеличением сказать, что этикет существует столько же, сколько и род человеческий.

МАМИН ФОЛЬКЛОР: ПЕРВЫЕ УРОКИ ЭТИКЕТА

Первые уроки этикета ребенок в традиционном обществе получал через материнский фольклор. Фольклорные образы необычайно емки, а словесные формулы недаром похожи на заклинание: они и должны «заклясть ребенка», проникнуть в самые глубины подсознания и запечатлеть там важнейшие представления о пространстве и времени, добре и зле, своем и чужом. 

 Материнский фольклор рассказывает, как должны строиться отношения в семье:

Этот пальчик большой – 
Это папа дорогой. 
Рядом с папой – наша мама. 
Рядом с мамой – брат старшой. 
Вслед за ним сестренка – 
Милая девчонка. 
И самый маленький крепыш – 
Это славный наш малыш. 
Дружная семейка. 
Этот шлепнулся в колодец, 
Этот вытащил его, 
Этот уложил в кроватку, 
А другой укрыл его, 
А самый маленький мальчонка разбудил его. 

Перебирая крошечные детские пальчики, мама дает малышу первые уроки хороших манер:

Матушке поклон,
Батюшке поклон,
Бабушке поклон,
Дедушке поклон,
А деточке любимой –
самый большой поклон.

В колыбельных и потешках-пестушках говорится и о том времени, когда малыш станет взрослым, будет работать и содержать своих постаревших родителей: 

Спи, усни,
Не вздымай головы!
Бай да люли!
Будет пора –
Да разбудим тебя.
Спи, спи, усни!
Будешь большой –
Будешь рыбку удить,
Тетерку ловить,
Будешь лес рубить,
Тетку, мамку кормить!

С детьми, не знающими правил этикета, могут случиться большие неприятности. Об этом в мягкой, ненавязчивой форме рассказывалось в сказках.  Так, всем известная маленькая девочка из сказки про трех медведей едва не попала в беду из-за того, что не умела вести себя за столом, не знала, как положено вести себя в чужом доме. 

Итак, в архаическом обществе этикет проистекал из важнейших представлений о мироздании, был тесно связан ритуалом, органично вплетался в ритм повседневной жизни и потому воспринимался ребенком как нечто естественное и незыблемое. Но чем дальше, тем больше правила этикета отрывались от жизни, становились все более формальными, запутанными и непонятными. Потому-то, в конце концов, и понадобились Людовику записочки-этикетки для придворных. 

РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА: ЭТИКЕТ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Давно известно, что каждый ребенок проходит в своем развитии все те этапы, которые преодолело за долгие тысячелетия эволюции все человечество. Об этом говорят и биологи, исследующие внутриутробное развитие зародыша, и психологи, изучающие детскую речь и рисунок. Подобные закономерности существуют и в детском коллективе.

Внутри любого спонтанно сложившегося детского сообщества существуют неписанные законы и строгие нормы этикета, передающиеся от  старших младшим, мало изменяющиеся с годами и удивительно похожие на те, что существовали в архаическом обществе.

Интересно, что устойчивые детские сообщества, «компании» начинают складываться примерно в том возрасте, когда в традиционном обществе мальчиков отделяли от девочек – до пяти-шести лет детей воспитывали и одевали одинаково, они играли в одни и те же игрушки, а в возрасте, когда начинают меняться зубы, мальчиков переводили на мужскую половину, а девочек оставляли на женской. С этого момента детей, уже порознь, начинали готовить к инициации, посвящению во взрослые члены племени. Длилась эта подготовка несколько лет, вплоть до подросткового возраста, и немалую роль в ней отводилось и изучению норм этикета. 

Для детского этикета характерно обилие словесных формул, знание которых, как и в традиционных культурах, указывает на то, что ты – свой, не чужак.

К примеру, когда в компании появляется новичок, если первым делом начинают испытывать: дразнить. Самое глупое – обидеться, или еще хуже, заплакать и убежать жаловаться. По законам дворового этикета достаточно не задумываясь ответить: «Говоришь на меня – переводишь на себя»или «Кто так обзывается – сам так называется!», – и конфликт исчерпан, новенький с честью прошел испытание и принимается в сообщество.

Есть особые формулы, сообщающие о начале игры:

«Тай-тай
Налетай
В интересную игру,
А в какую не скажу,
Догадайтесь сами,
Чертики с усами,
Часы бьют, бьют, бьют,
Остается пять минут,
Пять минут кончается,
Игра начинается!
А кого не примем,
За уши поднимем!»

Обычно после последней фразы в игру уже никого не принимают.

Если  играть больше не хочешь, следует предупредить партнеров, сказав: «шишки-шишки, я на передышке!» и скрестить руки.

Детский этикет придает огромное значение соблюдению правил игры. Игра – это особый, иной мир, существующий как бы вне мира взрослых, параллельное пространство с иным течением времени, иными законами.  Мир этот хрупок, и нарушение установленных в нем правил может привести к его крушению. Именно поэтому нарушителя сурово карают, произнеся особую формулу:«Чаю-чаю-чаю, Катю выключаю»  или «Бабочка летает, Таня не играет». Приговор обжалованию не подлежит, и исключенный может быть принят назад только по особой просьбе кого-то из играющих.

С еще большей суровостью детский этикет карает ябед: ведь они могут привести взрослых, одно появление которых способно разрушить  любовно выстроенный и тщательно охраняемый мир. Тот, кто два-три раза услышал в свой адрес знаменитое «Ябеда-корябеда, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест» может быть навсегда изгнан из детского сообщества. 

Согласно детскому этикету, вне закона и плакса. Тот самый, кому кричат «Рева-корова, дай молока». Своим плачем он изнутри разрушает пространство игры, вносит сумятицу в цепь игровых событий, возвращает всю компанию с заоблачных высот иного мира на бренную землю. Кроме того, плакса, иногда сам того не желая,  привлекает внимание взрослых, то есть, может сыграть столь же разрушительную роль, что и ябеда.

С подозрением относятся и  к воображалам: они ведут себя как взрослые, не соблюдают законов детского сообщества и воспринимаются как чужаки, лазутчики из враждебного стана взрослых: «Воображуля номер пять. Разреши по морде дать!»

Жадина, не вносящий свою лепту в обустройство пространства игры, как и воображала сам закрывает себе доступ в заветный мир. Ему остается лишь выстроить собственный мирок, куда кроме него, никому хода не будет, да никто и не стремится. Вслед жадине несется:

«Жадина-говядина,
Турецкий барабан
Кто на нем играет –
Митя таракан!»

НЕТ ПРЕКРАСНЕЕ ЗАНЯТЬЯ, ЧЕМ В НОСУ ПОКОВЫРЯТЬ…

Итак, судя по всему, необходимость соблюдать определенные нормы этикета – одно из врожденных, едва ли не основополагающих свойств человеческого сознания. Поэтому, по идее, любой ребенок должен бы с легкостью усваивать правила приличия. Только этого, увы, почему-то не происходит. Едва ли не самая глобальная тема детско-родительских конфликтов (после уборки комнаты, разумеется!) – неумение вести себя  за столом, забытые «спасибо» и «пожалуйста», поиск «сокровищ» в собственном носу… 

 Но почему? Да потому, что с точки зрения ребенка взрослые правила хорошего тона нелогичны, нелепы, и соблюдать их ужасно неудобно. Ну почему ложку можно держать в правой руке, а вилку почему-то надо в левой? Зачем резать арбуз на маленькие кусочки, если гораздо вкуснее и приятнее – кусать от огромного ломтя, чтобы сладкий сок щекотал тебя за ушами? Отчего папе, маме и бабушке нужно говорить «ты», а воспитательнице  – «вы»?  Для чего надевать в гости ужасное розовое платье в оборках, в котором – ни на дерево, ни под стол, да еще потом выслушивать упреки за жирные пятна и смятые рюши? И кому мешает, что я ковыряю в носу? Ведь это – мой нос?

 ШКОЛА ЭТИКЕТА НА ДОМУ

Как же быть? Оставить все, как есть, в надежде, что со временем маленький Маугли устыдится своих ужасающих манер? История педагогики не сохранила сведений об успешности этого метода. 

Одергивать, читать нотации, устраивать скандалы? Иногда до определенного момента действует. Лет в двенадцать обычно действовать перестает. Дальше – как повезет: гайки развинчиваются примерно с той же интенсивностью, с какой вы их успели завинтить. 

Вспомним традиционное общество. Дети там постоянно находились рядом с родителями, ели за одним столом, спали в одной – иногда единственной – комнате, рано начинали трудиться рука об руку, выполняя посильную работу. То есть, с самого раннего детства впитывали правила и нормы этикета, которых придерживались родители. Да и вообще, давно известно, что дети прекрасно (иногда даже лучше, чем надо!) запоминают то, что делают их родители.

Так почему бы не обратиться к опыту предков? Зачем мучительно переучивать ребенка, приучая его правильно пользоваться столовыми приборами, если можно с самого начала научить его делать это правильно, усаживая хотя бы раз в день за общий стол? Конечно, годовалый предпочтет размазывать кашу руками, но постепенно, глядя на вас, он научится пользоваться и столовым прибором, и салфеткой. Правда, если вы сами любите есть жаркое со сковородки, придется для начала отказаться от этой привычки, хотя так и гораздо вкуснее. Собственно, если у вас дома принято говорит друг другу «спасибо» и «пожалуйста», здороваться и прощаться друг с другом, вытирать за собой пол в ванной, вам вряд ли придется тратить время и силы, чтобы научить этому ребенка.

Ну, а что делать, если все-таки ребенок упорно не желает копировать ваши изысканные манеры? 

Во-первых, не слишком заостряйте на этом внимание. Как бы там ни было, теплые и доверительные отношения с малышом дороже умения пользоваться ножом и вилкой.

Во-вторых, трезво оценивайте ситуацию. Смешно ждать от двухлетки, что он, оказавшись на званом вечере у родственников, станет соблюдать правила поведения за столом.  На сугубо протокольное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил приличия, маленьких детей лучше вообще не брать. Если ребенок постоянно ковыряет в носу, грызет ногти, наматывает волосы на пальцы или у него есть какие-то другие навязчивые движения, это может свидетельствовать о повышенной тревожности, в этом случае, вместо того, чтобы пилить чадо и требовать от него хороших манер, стоит обратиться к хорошему психологу.

В-третьих,  воздержитесь от замечаний, задевающих  личность ребенка: дети, особенно маленькие, очень внушаемы, и, говоря так, вы добьетесь прямо противоположного результата – малыш поверит, что он и в самом деле неряха, распустеха, грубиян и будет вести себя соответственно. Лучше оценивать саму ситуацию, причем позитивно: мне нравится, когда вилку держат правильно, я люблю, когда одеваются аккуратно. А еще лучше так: большие мальчики не ковыряют в носу. Красивые девочки не роняют торт на платье. 

ПЕРВЫЕ ШАГИ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В БОЛЬШОМ МИРЕ

Когда заканчивается младенчество и начинается дошкольное детство, домашний мирок постепенно расширяется, и ребенок начинает вступать в контакты со все большим количеством взрослых: врачом в поликлинике, воспитательницей в детском саду, учительницей в классе, тренером в секции, продавцом в магазине, библиотекарем. Вот тут-то и понадобится знание различных тонкостей этикета.

Проще всего научить им ребенка в ролевой игре. Играя в детский сад, больницу, магазин, школу, дети легко и непринужденно запоминают элементарные правила общения в той или иной ситуации. Когда основные нормы будут усвоены, можно усложнить игру. Выступите в роли куклы-недотепы, которая все делает наоборот, не знает, как правильно обратиться к воспитательнице, как вести себя у врача, не возвращает вовремя  книжки в библиотеку, не хочет стоять в очереди к кассе в супермаркете. Ваше чадо со смехом будет исправлять промахи незадачливой куклы. Собственно, на этом нехитром приеме основано множество детских книг: от приключений Незнайки до Денискиных рассказов. Читая их, можно исподволь обратить внимание ребенка на нелепое поведение героев. Но только очень осторожно: малейшая нравоучительная нотка в вашем голосе – и ребенок может навсегда отказаться от любимой книги.

СВОБОДА И ЭТИКЕТ

Наверное, можно очень долго можно вдаваться в частности, объясняя ребенку, как когда следует себя вести, какой вилкой есть рыбу и как обращаться к учительнице в школе. Но, пожалуй, гораздо важнее объяснить ребенку основополагающие принципы современного этикета. Причем делать это лучше как можно раньше, уже в четыре-пять лет. Тогда и с выбором вилки для рыбы будет меньше проблем.

Основа этикета в демократическом обществе – это уважение к свободе окружающих. Необходимо уважать право человека быть не таким, как ты, не пытаясь навязать ему ни свои политические или религиозные убеждения, ни свой образ жизни, ни свои эстетические пристрастия. То, насколько это сложно, подтвердит каждый. И именно поэтому учить этому нужно буквально с пеленок.

Но личная свобода оканчивается там, где начинается свобода другого человека. К примеру, ты свободен ковырять в носу и даже собрать вокруг себя целую компанию любителей позаниматься тем же. Но ты не можешь делать это там, где есть люди, которым это неприятно. 

Все, что касается личной жизни, неприкосновенно. Считается неприличным расспрашивать малознакомых людей (и рассказывать им) о болезнях, доходах, перипетиях семейной жизни.

Необходимо уважать личное пространство окружающих. Нельзя не только рыться в чужих вещах, читать чужие письма. С точки зрения современного этикета считается неприличным без обоюдного согласия приближаться к человеку ближе, чем на расстояние вытянутой для пожатия руки.

С таким же уважением нужно относиться и к личному времени: неприлично опаздывать на встречи, отвлекать человека от работы, занимать его время пустыми разговорами.

ЭПОХА ОТРИЦАНИЯ

Сколько бы сил вы ни потратили на воспитание вашего сокровища, в один не слишком прекрасный день вы обнаружите, что подросшее чадо наотрез отказывается соблюдать все те правила, которым вы его учили. Да что там этикет! Всем своим видом четырнадцатилетнее дитя дает понять, что отрицает систему ценностей «предков» целиком, решительно и бесповоротно!  Неужели все усилия – впустую? Неужели ваш благовоспитанный, интеллигентный мальчик навсегда превратился в увешанного дурацкими украшениями дикаря? Не стоит чересчур волноваться. Чем спокойнее вы отнесетесь к подростковому бунту, тем скорее он закончится. Ну, а пока воздержитесь от нотаций и попытайтесь сохранить доверительные отношения. Подросток уже не ощущает себя ребенком, поэтому авторитарный стиль отношений («ребенок-взрослый») для него абсолютно неприемлем. Многие «продвинутые» родители пытаются общаться с ребенком «на равных», как со взрослым, излишне посвящая его в проблемы своей взрослой жизни и ожидая при этом «взрослой» реакции. Но подросток еще не в состоянии общаться на уровне «взрослый-взрослый». Да и не хочет он еще быть взрослым!  Остается третий тип отношений «ребенок-ребенок». Покопайтесь в своей памяти и вспомните, что испытывали и чувствовали вы в тринадцать-пятнадцать лет, попытайтесь увидеть мир его глазами. Речь, конечно, не идет о панибратстве, когда дети называют родителей по имени и,  не смущаясь, курят в их присутствии, а именно об общности видения мира. Покажите ребенку, что вы принимаете его систему ценностей, с уважением относитесь к его вкусам. Ведь диковатая антиэстетичная  подростковая мода – это своего рода панцирь, помогающий скрыть собственную угловатость, а зеленый цвет волос и серьга в пупке – способ заявить о себе, обратить внимание равнодушного, а то и враждебного мира на самый факт своего существования. С другой стороны, если вы сами увешаетесь «фенечками» и начнете говорить на подростковом сленге, это вызовет у подростка чувство настоящей паники: ведь сколь бы дикими и вызывающими ни были выходки тинейджеров, им абсолютна необходима уверенность в том, что где-то рядом есть стабильный и респектабельный мир «противных» взрослых, которые знают, как на самом деле надо себя вести и в случае необходимости сразу же придут на помощь.

Пройдет один-два года, и возмужавший отпрыск обнаружит, что, оказывается, когда приглашаешь девушку в кафе, нужно правильно пользоваться столовыми приборами, а собираясь на свое первое собеседование, лучше одеть костюм и галстук, а не дырявые джинсы и куртку-«косуху». Вот тут-то он и вспомнит с благодарностью уроки этикета, которые получил в детстве.

Все права сохранены  ©  Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!