19 Январь, 2014
Не такой, как все

Ася Штейн

У всех вокруг дети, как дети:  а ваш малыш какой то не такой, как другие.  Вроде бы, он здоров, спокоен, нормально развивается, но при этом явно не укладывается в те воспитательные стереотипы, которые современное общество предъявляет к маленьким детям.

Все с наслаждением  рисуют – а он наотрез отказывается брать в руки карандаши и краски. Все радостно слушают книжки и сами взахлеб декламируют стихи – а ваш откровенно предпочитает чтению телевизор.   Все с удовольствием   ходят  на развивающие занятия, - а вашего затащить туда можно только ценой долгих и мучительных уговоров, да и то не больше, чем на десять минут…

Стандарт или стереотип?

В итоге повальной моды на ранее  развитие как-то размылось  понимание того, что вообще является стандартом, нормой для ребенка того или иного возраста, а что – лишь результатом активного педагогического вмешательства. И мамы и папы, чье чадо развивается не совсем так, как требует мода и воспитательные стереотипы, нередко  всерьез тревожатся: а все ли в порядке с малышом?

И, прежде чем бить тревогу, постарайтесь избавиться от «комплекса родительской неполноценности:

• Выясните, из специальной литературы или у своего педиатра, каковы возрастные нормативы эмоционально-психического развития.

• Уточните у своих родителей, как развивались в детстве вы, ваши братья и сестры. Вполне возможно, что ваш сынишка – точная копия своего папы в том же возрасте или даже его старшего брата.

• Сравнивайте малыша не с другими детьми, а с ним самим. Если кроха развивается поступательно и равномерно, хоть и не совсем так, как другие дети – повода для беспокойства, скорее всего, нет.  

 С другой стороны, нельзя не признать, что иногда необычное поведение ребенка  или его отказ  от того или иного вида деятельности действительно может свидетельствовать о неблагополучии, как физическом, так и интеллектуальном или эмоциональном.  И, отмахнувшись проблемы, списав все на индивидуальные особенности развития, можно упустить благоприятное время, когда тот или иной дефект можно было бы легко выявить и скорректировать.

Как же отличить проявления  индивидуальности от серьезных нарушений? И каким образом можно скомпенсировать развитие малыша, если он наотрез отказывается  рисовать, читать или  посещать детский сад?

Уведи меня отсюда!

Современные воспитательные стандарты предполагают чрезвычайно раннее включение ребенка в социум. Посещение разнообразных  развивающих студий едва ли не с года  становится «программой-минимум» для любых заботливых родителей, а психологи и педагоги постоянно  убеждают нас, что для нормального эмоционального социального развития детям необходимо посещать детский сад.  Большинство малышей с удовольствием  занимаются в группах и студиях, легко привыкают к  детскому саду. Однако есть категория маленьких «бук», которые наотрез отказываются от любых видов коллективной деятельности и даже на прогулке предпочитают уединение шумному обществу на детской площадке.

Почему это происходит?
• Травма ранней сепарации  - преждевременные роды, кесарево сечение,  раздельное пребывание в роддоме, длительная госпитализация
• Повышенная чувствительность нервной системы
• Нарушения эмоционального развития
• Гиперактивность, дефицит внимания
• Личностные особенности

Стоит ли беспокоиться?

Беспокоиться не о чем:
• В комфортной для него обстановке малыш  выглядит счастливым, мало плачет
• Доброжелательно и с интересом относится к незнакомым взрослым и другим детям
• Может вступать хотя бы в непродолжительные контакты со сверстниками
• Готов на некоторое время оставаться дома или на прогулке со знакомыми ему чужими взрослыми (няней, соседкой, дальней родственницей)
• С удовольствием играет в развивающие игры с домашними
• С готовностью включается в новые виды деятельности

Стоит проконсультироваться со специалистом:
• Постоянно выглядит несчастным и испуганным, его мучают немотивированные страхи
• Отказывается оставаться с кем бы то ни было, кроме мамы даже на непродолжительное время
• Проявляет агрессию по отношению к другим детям или наотрез отказывается вступать с ними в контакт
• Гиперактивен или, наоборот, чрезмерно медлителен
• Соглашается играть только в строго определенные игры, болезненно реагирует на малейшие попытки изменить их сценарий или ввести в них новые элементы

Что с этим делать?
• Если есть основания для беспокойства, обязательно покажите малыша хорошем у детскому психологу
• Если малыш здоров, значит все дело в особой хрупкости его нервной системы, и ему нужно значительно больше времени для социальной адаптации, чем его сверстникам
•  Отложите, как минимум, до трех лет групповые занятия
• Найдите малышу приятеля, темперамент и склад личности которого не противоречит характеру вашего крохи. Сначала встречайтесь на нейтральной территории – например, на детской площадке, затем попробуйте время от времени приглашать друга в гости, а затем начните  наносить визиты сами
• Попробуйте на непродолжительное время (сначала – буквально на 5-10 минут) оставлять кроху с хорошо знакомыми ему людьми дома или на прогулке
• Когда Вместо полноценного детского сада выберите группу кратковременного пребывания

Убери книжку!

Одна из самых распространенных проблем, с которой тревожат родителей, это нежелание детей слушать  чтение.

Как это выглядит
• Малыш активно слушает лишь несколько  минут, потом переключается на другие дела
• Отказывается слушать вообще
• Активно сопротивляется чтению, рвет и портит книги к
• Равнодушен к чтению, но обожает мультики

Стоит ли беспокоиться?

Беспокоиться не о чем
• С удовольствием слушает аудиокниги, любит, когда ему поют или рассказывают сказки во время игры или прогулки
• Обладает хорошей памятью, воспроизводит и творчески переосмысливает в игре  знакомые мультики и сказки
• Речь хорошо развита, нет серьезных логопедических дефектов
• Кроха контактен, готов к сотрудничеству со взрослыми

Стоит обратиться к специалисту, если
• Речевое  развитие малыша заметно отстает от нормы, есть серьезные логопедические дефекты
• Вам кажется, что малыш не всегда слышит обращенную к нему речь, не с первого раза выполняет ваши просьбы, поворачивает одно ушко к источнику звука
• Равнодушен к любым видам творчества, мало играет в ролевые игры
• Не может сосредоточиться ни на какой деятельности, чрезмерно подвижен или, наоборот медлителен
• Склонен к стереотипной деятельности. На протяжении длительного времени соглашается слушать только одну книжку 
• Не стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, неконтактен, агрессивен.

Что с этим делать:
• При необходимости проконсультируйте кроху у
Логопеда
Отоларинголога
Психолога

• Если медицинских проблем нет, то вероятно, причина кроется в особенностях темперамента и типе восприятия вашего крохи. Поэтому приучайте его к чтению постепенно, стараясь  сделать процесс актуальным и интересным

› Всегда старайтесь закончить чтение раньше, чем это занятие прискучит ребенку.

› Выбирайте поначалу совсем коротенькие стишки и сказки с максимальным количеством картинок

› Выбирайте для чтения книги на сюжет любимых мультиков малыша

› Если крохе нравится рисовать, предложите ему самому сделать книжку-комикс по мультфильму

› Чтобы приучить ребенка воспринимать слуховой ряд в отрыве от визуального, найдите саундтреки к его любимым мультикам.

Ни каляк, ни маляк

Несколько реже встречаются дети, которые категорически не хотят рисовать.

• Особенности взаимодействия с окружающим миром – рисование просто-напросто не является ведущим видом деятельности. Малыш предпочитает другие виды творчества.
• Нарушение мелкой моторики и координации движений
• Проблемы со зрением
• Гиперактивность с дефицитом внимания

Стоит ли беспокоиться?
• Беспокоиться не о чем:
› У ребенка нормально развита речь
› Малыш реализует себя в других видах творчества: лепке, пении, танцах
› Он не испытывает трудностей при действиях с мелкими предметами:  свободно пользуется столовыми приборами, застегивает пуговицы, собирает конструктор, нанизывает бусы и т.д
› У него хорошо развита координация движений: он не испытывает проблем при освоении велосипеда, роликов, детского спорткомплекса, игр с мячом

• Стоит проконсультироваться  со специалистом
› У малыша проблемы с освоением речи 
› Кроха отказывается от любых творческих заданий и игр, связанных с манипуляцией мелкими предметами
› С трудом осваивает навыки самообслуживания,
› Малыш неловок, ему с трудом даются детские подвижные игры
› Ребенок с трудом удерживает внимание, постоянно вертится, бегает, что-то хватает, кидает

Что с этим делать?
Если есть основания сомневаться в здоровье крохи, обязательно проконсультируйте его у специалистов:

• Логопеда
• Офтальмолога
• Невролога или нейропсихолога

Если же поводов для беспокойства нет,  оставьте малыша в покое и постарайтесь найти другие занятия, которые помогли бы  ему реализовать творческие способности и сформировать необходимые для школы зрительно-моторные навыки (лепка, вышивание, оригами, игра с моизаикой и конструктором и т.д.)

Все права сохранены  ©  Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!