19 Январь, 2014
Драмкружок или кружок по фото?

Ася Штейн

Куда идти за пищей для детской души?

Осень – время поисков. Приехав с дачи с отдохнувшими и окрепшими душой и телом чадами, родители начинают искать разнообразную пищу для детского ума и души. Но разнообразных кружков и секций сегодня столько, что впору растеряться: как сориентироваться в этом изобилии, как выбрать то, что действительно будет полезно именно вашему малышу?  Некоторые  родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. Подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки на английский, с хореографии на рисование. Поспим в метро, пообедаем из термоса в коридорчике, погуляем по дороге с тенниса на оригами… 

Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего малыша как можно больше, но все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла.

Куда податься с грудничком?

Если еще десять лет назад до пяти, а то и шести лет нечего было и мечтать о кружках и секциях, сегодня посещать занятия можно буквально с первых месяцев жизни малыша. Уже в первые недели вы можете начать ходить в бассейн. Игры в воде – прекрасный способ закаливания. Кроме того, занятия в бассейне укрепляют нервную систему малыша, нормализуют мышечный тонус, стимулируют развитие двигательных навыков. Но чтобы занятия принесли пользу, а не вред, необходимо несколько условий:

  • Бассейн должен находиться близко от вашего дома. Если на дорогу у вас уходит больше двадцати минут, ребенок будет уставать уже от одного путешествия. Кроме того, в городском транспорте вы рискуете заразить ребенка, слизистая которого еще не успела прийти в норму после плавания.

  • Не стоит посещать детские бассейны при поликлиниках: риск заразиться там гораздо выше.

  • Ходить в бассейн имеет смысл лишь в том случае, если занятия не нарушают режим дня малыша.

  • Детский бассейн должен быть изолирован от взрослого. Если дети занимаются в глубоком бассейне, там в это время не должны плавать взрослые и особенно старшие дети, которые могут быть носителями детских инфекционных заболеваний.

  • Администрация бассейна должна следить за наличием медицинских справок как у родителей, так и у детей и за соблюдением норм гигиены.

  • Занятия в бассейне должны приносить малышу радость. Кроха не должен пугаться и плакать. Не ходите в бассейны, где детей жестко проныривают по системе Чарковского, такие занятия могут принести пользу лишь тяжело больным детям, а остальным они совершенно ни к чему.

Моя первая студия

Лет с трех малыш может начинать ходить в так называемую группу гармоничного развития. особенно это полезно, если малыш не ходит в детский сад и вы не собираетесь его туда отдавать. Но  выбор первого в жизни крохи кружка или студии - крайне важное и ответственное дело. Поэтому, отправляясь на поиски студии, обязательно обратите внимание на следующее: 

  • Занятия должны проходить в большом, светлом, специально предназначенном для этой  цели помещении.

  • Пол должен быть чистым и теплым, чтобы дети могли играть, расположившись прямо на нем. Столики для детей не должны стоять в строгом порядке. Малыш должен иметь возможность самостоятельно выбрать себе место для занятий.

  • В помещении должны быть созданы условия для "грязных" игр с красками, пластилином и т.д., чтобы дети не боялись во время занятий что-нибудь испачкать или испортить.

  • В комнате для занятий должно быть много качественных развивающих игр и пособий, расставленных так, чтобы дети  могли брать их по собственному усмотрению, независимо от основной темы урока.

  • Желательно, чтобы комната для занятий была оборудована музыкальным центром, фортепьяно, детскими шумовыми инструментами.

  • Занятия в группе раннего развития ни в коем случае не должны напоминать школьные уроки. Вариант, когда дети сначала идут "на рисование", потом "на физкультуру", а оттуда - "на английский" - совершенно неприемлем для таких малышей.

  • Педагог должен уметь почувствовать момент, когда дети устали от одного вида деятельности и переключить их на что-то новое.

  • Родители должны иметь возможность прийти на занятия и остаться вместе с ребенком, но педагог сам должен заниматься с детьми, а не перекладывать на них свою работу.

  • Педагог должен не повышать на детей голос, но и не сюсюкать, малыш сразу почувствует фальшь и не будет доверять этому человеку.

  • Педагог не должен ограничивать двигательную активность детей.

  • Нельзя, чтобы детей принуждали выполнять задания, которые почему-то им не нравятся или вызывают страх.

Алло, мы ищем таланты!

Возможно, в мечтах вы уже видите своего сына с крохотной скрипочкой в руках и галстуком-бабочкой на шее, а ваша дочь представляется вам нежной танцовщицей в воздушной пачке или ловкой гимнасткой с лентой в руках? Но прежде, чем отдавать малыша в музыкальную школу или секцию, стоит хорошо взвесить все «за» и «против». Попасть туда довольно сложно, требуется пройти конкурсный отбор, который, независимо от результата, может стать для ребенка серьезной травмой. Система занятий в таких школах требует очень быстрой выработки профессиональных навыков. Кроме того, жизнь ребенка будет подчинена жесткому расписанию уроков или тренировок, выступлений, конкурсов, в ней может не остаться времени для других, не менее интересных дел, игр, общения со сверстниками. Если малыш не окажется среди лидеров, у него рано и абсолютно незаслуженно может сформироваться комплекс неудачника, а если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала. Поэтому лучше искать такие кружки, где из детей не стремятся сделать чемпионов и лауреатов.

Очень эффективна система Судзуки, популярная сегодня во всем мире. По этой системе детей с полутора-двух лет начинают учить игре на скрипке (есть разработки и для виолончели, флейты, фортепьяно). В таких группах отсутствует принуждение, дети быстро втягиваются в занятия и вскоре начинают с увлечением играть несложные пьески. Но, к сожалению, в России практически нет педагогов, работающих по этой системе. Интересна методика обучения музыке дошкольников В. Кирюшина. Представляют интерес и разработки Льва Виноградова (московский центр «Умка»), который занимается игрой на шумовых инструментах с детьми от шести месяцев, но эти занятия крайне дороги. При некоторых музыкальных школах есть платные дошкольные группы, но они обычно рассчитаны на детей четырех-пяти лет, и нет смысла пытаться попасть туда раньше. Даже если ваш малыш обладает выдающимися музыкальными способностями, он будет с трудом поспевать за более старшими детьми а значит, заниматься хуже, чем мог бы. Кроме того, в музыкальную школу, как правило, все равно не принимают детей моложе шести лет. 

Хорошей альтернативой занятиям музыкой в этом возрасте могли бы стать танцы по системе Айседоры Дункан. В дункановских школах детей не стесняют неудобной одеждой и обувью, не заставляют растягиваться у станка. Дункановский танец - это свободная пластическая импровизация под классическую музыку, дети танцуют босиком и в свободной одежде, а выступают в красивых разноцветных хитонах. Принимают сюда с двух с половиной лет. Подробнее о дункановских танцах читайте  http://www.mtu-net.ru/ccentre/studia.htm,
http://polygamist.narod.ru/html/0027.htm

«Нарисуй меня, художник…»

Все дети прекрасно рисуют. Только почему-то постепенно у большинства гаснет искорка вдохновения, малыши начинают бояться сделать «не так», нарисовать непохоже или неправильно, испачкать краски или пол, начинают рисовать стандартные «домики», «солнышки», «танки» и «принцесс», а там и вовсе теряют интерес к этому занятию. Виноваты в этом, прежде всего мы сами, вмешиваясь в процесс творчества. Позже к делу присоединяются воспитатели детского сада и школьные учителя. 

Если вовремя отдать малыша в хорошую изостудию, вложенные в каждого семена таланта можно сохранить и взрастить. Но выбрать такую студию непросто. Не стоит записывать малыша туда, где требуется пройти любой отбор, потому что, повторю еще раз, талантливы абсолютно все дети. Внимательно посмотрите на работы, вывешенные на стенах. Если они все одинаково-красивые, добротные или выполнены в единой стилистической манере, здесь, скорее всего, педагог навязывает детям определенные художественные приемы, подавляя их творческую индивидуальность.  

В изостудии для дошкольников ни в коем случае не должны учить классическим канонам живописи, рисунка и композиции, заставлять детей срисовывать, копировать и раскрашивать. Педагог не должен дорисовывать и исправлять детские работы, сравнивать детей между собой. Собственно говоря, малышей не должны учить рисовать (они сами прекрасно умеют!),  преподаватель должен лишь создать непринужденную творческую атмосферу и помочь детям воплотить в жизнь их замыслы.

Маленькие лицедеи

Сейчас как-то не очень популярны детские театральные студии. А зря. В театральном кружке ребенок может научиться быть раскованным и непринужденным, получит прекрасный опыт работы в коллективе, разовьет речь и натренирует память. Для робких и застенчивых очень полезенкукольный театр. Спрятавшись за ширму, малыш будет чувствовать себя более защищенным, а занятия с куклами-перчатками хорошо развивают координацию движений и мелкую моторику. Кстати, замечу, что многие звезды российского театра и кино начинали свой творческий путь именно в детских театральных студиях. такие студии есть практически в любом клубе или дворце детского творчества.

Рай для Самоделкина

Незаслуженно забыты и кружки детского технического творчества. Сюда, правда, не берут совсем маленьких, но пяти-шестилетний мальчишка с наслаждением будет ходить в кружок авиа или судомоделирования, резьбы по дереву. В нашей жизни детям почти негде заняться ручным трудом, редкий папа способен научить сыновей обращению с молотком и дрелью, а в таком кружке мальчик не только освоит простейшие инструменты, но и научится проектированию, работе с чертежами, что пригодится ему, даже если он и не станет инженером. Особенно полезны такие занятия мальчикам, которые живут без отцов. Ловкий, умелый, увлеченный своим делом педагог станет для вашего сына эталоном мужественности, достойным примером для подражания. 

Если ваш ребенок – ботаник

Если ваше чадо норовит притащить домой всех бездомных псов и рвется оказывать первую помощь полудохлым птенцам; если все подоконники в квартире засажены таинственными растениями,  на полу поскрипывает земля, а в тазике под раковиной умело воссоздана биосфера болота, запишите малыша в живой уголок, они сохранились во многих дворцах детского творчества. Ребенок не только сможет насладиться общением с разнообразными представителями флоры и фауны, но и понять, что животное – это не просто забава, а огромная ответственность, научиться заботиться о своих питомцах.  

Часто родители сердятся, когда дети переходят из кружка в кружок, «разбрасываются», «мечутся из стороны в сторону». Но когда, как не в дошкольные и первые школьные годы, ребенку можно будет поэкспериментировать и поискать то дело, которое, может, станет любимым на всю жизнь. А если не станет? – спрашивают встревоженные мамы – ведь время будет упущено! В том-то и счастье, что времени у вас пока хоть отбавляй, а любое дело, которым с увлечением будет заниматься малыш, хоть год, хоть три месяца, принесет ему неоценимую пользу. Да и  кружки нужны вовсе не для ранней профориентации или подготовки к школе, а для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, общаться с детьми, увлеченными тем же делом, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми.

Все права сохранены  ©  Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!