Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
Московский театр детской книги
«Волшебная Лампа»

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

 

Игры нашего детства

Ася Штейн

Сегодняшние дети не знакомы с понятием "наш двор": детские площадки, затесавшиеся между башнями спальных районов – скорее антиподы дворов, чем их логическое продолжение. Двор замкнут, ограничен, он четко делит пространство на "свое" -  внутреннее, знакомое и обжитое, которое обегал вдоль и поперек, облазил снизу и доверху, досконально исследовав за годы детства и отрочества подвалы и чердаки, крыши сараев и оставшееся с войны бомбоубежище, канализационный люк и развесистый клен, - и внешнее, "чужое", которое осваивали во время запрещенных мамами и бабушками авантюрных экспедиций, которые нередко заканчивались потасовками и драками.

Площадка же с качелями и горкой, зажатая между четырьмя гигантскими "ульями", разомкнута, это своеобразный перекресток, на котором сталкиваются на время прогулки под пристальным взором мам и бабушек мало знакомые друг с другом юные жители многоквартирных домов.  Не возникает ощущения "своего" общего, единого пространства, здесь не складывается постоянный детский коллектив, и в итоге, большинство детей перестает интересоваться происходящим на этом пятачке, едва переступив порог школьного возраста. В результате сегодняшние дети практически не способны образовывать спонтанные коллективы, самостоятельно организовывать групповые игры, сложные не писанные правила которых служили отличной подготовкой к законам взрослого мира.

Но, сколько ни вздыхай ностальгически, дворовой вольницы тех времен не вернуть да и не стоит вздыхать, строго говорю с я себе, вспомнив с содроганием коммуналки в деревянных развалюхах, откуда высыпались, как горох, в наш двор ребятишки.  А вот полузабытые игры нашего детства стоило бы возродить, пока не канули они окончательно в дебрях памяти старшего поколения. Ведь они не просто помогали скоротать казавшиеся бесконечными весенние и летние дни, но и прекрасно развивали координацию движений, ловкость, глазомер, мелкую моторику, пространственные представления, да и выносливость, наконец! ведь пропрыгать два-три часа в "классы" – это, я вам скажу не шутка!

Итак, вспоминаем!

"КЛАССКИ"

Существует множество вариантов этой игры, но в моем детстве особенно популярны были два: "Восьмерки" и "Десятки"

"Восьмерки"

На асфальте рисуется таблица из 2 столбцов, по 4 квадрата в каждом. Чтобы было ровно, мы в детстве отмеряли размер клеток ногами: каждая была размером в 2 девчачьих сандалии примерно 30-32 размера. В квадратах пишутся цифры от 1 до 8. Теперь вам понадобится "битка". В нашем детстве ее роль выполняла плоская коробочка из-под гуталина, набитая землей. Хорошая, удобная битка была большой драгоценностью, ее очень берегли, а если дарили - это был царский подарок, особенно если коробочка была нарядная, "заграничная".  Прыгают по очереди. Сначала бросают битку на первую клетку и, толкая ее стопой, перегоняют ее из клетки в клетку и прыгают следом на одной ножке. На пятой клетке можно отдохнуть. Главное - не оступиться и не задеть биткой или ногой линию. Тогда выходишь из игры и начинаешь сначала после всех. Если пропрыгал удачно все квадраты – в следующий ход кидаешь битку уже на второй квадрат, и так далее. Кто успешно проходил первый круг – переходил на второй, кто оплошал - становился зрителем. Со второго круга начинались всякие хитрости: нужно было то подпрыгивать в каждой клетке два раза, то прыгать, обязательно наступая на черту, то – перепрыгивая все нечетные квадраты, то – задом наперед, то с закрытыми глазами.

"Десятки"

На асфальте рисуется таблица 3х3 квадрата и один сверху посередине. На них пишутся цифры, но не по порядку, а вразнобой, как придется (хотя, помнится, были какие-то классические варианты). Нужно перепрыгивать из клетки в клетку двумя ногами, как у нас говорили, "зайчиком". Хитрость заключалась в том, что переступать было нельзя, и иногда приходилось прыгать лицом, иногда – боком, а иногда – и спиной. Любопытно, что, если в "восьмерки" играли почти исключительно девочки, то и "Десятки" – и мальчики.

"Часы"

Еще одна разновидность "классов". На земле чертится круг диаметром чуть больше метра. В центре него - маленький кружок, чтобы можно было стоять. Пространство между большим и маленьким кругом разделяется на 10 секторов, в которых пишутся цифры от 0 до 9. Один из игроков стоит в центре круга, а кто-то из остальных называет любое число, однозначное или двузначное, и водящий должен прыгнуть так, чтобы его ноги оказались на нужных цифрах, не попав при этом на линии. В упрощенном варианте игры можно поворачиваться в поисках нужных цифр. "Асы" прыгают сразу, не прицеливаясь. Как видите, эта игра не только отлично развивает координацию движений, но и математические навыки.

РЕЗИНОЧКА

При помощи обычной бельевой резинки мы устраивали в детстве настоящие многочасовые состязания. Сейчас девочки, вроде, тоже играют в резиночку, но как-то вяло, без выдумки. У нас же считалось делом чести выступать не только в "обязательной", но и в "вольной" программе - у каждого обитателя нашего двора было несколько коронных упражнений, копировать которые можно было только с разрешения автора. Для тех кто позабыл или не знал, напомню основные правила. Бельевую резинку длиной примерно около 2,5 метров свертывают кольцом и крепко связывают. Два участника игры зацепляют ее себе за ноги, а остальные по очереди прыгают через нее, стараясь не зацепиться. Если играли вдвоем, сикали какую-нибудь ограду или водосточную трубу, чтобы зацепиться. Самое простое – просто перепрыгивать обеими ногами сначала через первую резинку, потом - через вторую. Затем следовали более хитрые комбинации, когда требовалось изящным прыжком выбраться из сложных переплетений да еще и приземлиться, к примеру, между резинками. После того, как выполнены все оговоренные упражнения, резинка поднимается на уровень коленок, затем - под попку, и, наконец, на талию. Каждый раз все упражнения повторяются. Пока не выполнишь все без ошибок на одном уровне, нельзя переходить на следующий. После первого цикла следовали другие: когда резинку то надевали на одну ногу, так что получалась узенькая "линеечка", то расставляли ноги на невероятную ширину, то делали "морковку" один конец которой был узким, а другой - широким. Правила были очень сложными и изощренными, соблюдать их нужно было неукоснительно, иначе следовала "дисквалификация" – иногда – на целый сезон. Говоря нашим детским языком, с теми, кто "жулил" попросту никто не хотел "водиться". Эта игра, в принципе, считалась исключительно девчачьей, но иногда к нам присоединялись и мальчишки, но, надо сказать, переиграть они нас почти никогда не могли.

"НОЖИЧКИ"

Как-то непосредственно с "Часами" у меня ассоциируются "Ножички" - видимо из-за того, что для этой игры тоже чертили круг, правда, побольше и на земле. Хотя играли в эту игру, почему-то преимущественно мальчишки (бывали, правда, и исключения). Круг разделяли на сектора по числу участников (как правило, не больше 4). Каждый игрок по очереди кидал острием в землю перочинный ножик (часто его заменяли трехгранным напильником). От того места, куда воткнулся ножик, нужно было провести черту, докуда дотянешься.  "Отрезанную" таким образом землю присоединяли к своим владениям. К концу игры лидер становился обладателем огромных территорий, а побежденные становились его данниками. Эта игра отлично развивает глазомер, координацию движений, тактические и аналитические навыки. Правда, учитывая, что главное орудие игры – ножик, детям младше шести лет вряд ли стоит в нее играть даже под наблюдением взрослых. Хотя, если играть на очень мягкой земле или сыром песке, можно взять совсем тупой, столовый нож.

"КАМЕШКИ"

Еще одна игра, за которой по непонятным причинам закрепилась репутация "мальчишеской". На земле в ряд выстраивали десять небольших камешков (иногда их заменяли шариками). На расстоянии 20-30 см. от них выкапывалась лунка. При помощи особого камешка, биты, нужно было загнать как можно больше камешков в лунку. Был и другой вариант игры, именовавшийся, почему-то "Чапаев": противники выстраивали камешки в два ряда друг против друга и щелчком сбивали камешки противника. Удачно сбитые победитель забирал себе.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Групповых игр с мячом существовала масса. Но наиболее популярными были "вышибалы" и игра с таинственным названием "штандер".

"Вышибалы"

В эту захватывающую веселую игру мы "резались" часами долгими праздными вечерами в начале лета, пока не разъезжались по дачам и лагерям. Играть в нее может сколько угодно народу. Одна команда становится в центре. Ее окружают, разделившись на две половины, оставшиеся. Они – "за кругом". Те, кто за кругом, перекидывают друг другу мяч, стараясь "выбить" как можно больше народу в кругу. А они, соответственно, уворачиваются, как могут. Если кто-то в кругу сумел поймать летящий в него мяч, команда получает "свечу" – очко, которое позволяет выбитому раньше игроку вернуться в круг. После того, как всех "вышибут", команды меняются местами.  

"Штандер"

Таинственное слово "штандер" интриговало своей абсолютной непонятностью. Когда уже будучи взрослой, я узнала, что оно происходит от немецкого Stainder (стойка), то, надо сказать, была сильно разочарована: уж слишком прозаичной оказалась этимология  этого заклинания, с ранней весны до поздней осени звеневшего над тополями нашего двора.

Для игры нужен мячик, небольшой, не слишком твердый мячик. Играющие собираются в тесный кружок и кто-нибудь подкидывает мячик высок вверх, называя имя одного из детей. (Ну, к примеру, "Ваня!"). С этого момента он водит.   Пока мяч в воздухе – все разбегаются, но не слишком далеко: если Ваня поймал мяч с лета, он уже не водящий; подкинув мяч, он выкрикивает нового водящего, разумеется, того, кто отбежал дальше всех и у кого поэтому мало шансов поймать мяч с лету.

Если мяч не пойман, а подобран с земли, то как только он окажется в руках у водящего, тот кричит:

– Штандер!

Все останавливаются и замирают. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Попал - отводился, водить будет осаленный. Промахнулся – снова води! И в том и в другом случае все снова сбегаются в кучку, снова подбрасывается мяч и выкрикивается имя осаленного или же незадачливого водящего.

Бывает, что тот, кого салят, ловит мяч. В этом случае он тут же салит мячом или водящего, или любого из игроков - кто окажется ближе к нему.

8 (495) 624-17-52
8 (495) 623-39-84
Москва, Сущевская ул,
д. 25 с. 5

EnglishFrançaisItaliano

Дорогие зрители!

Вы можете получить консультацию о спектаклях
по телефонам:

(495) 624-17-52,

(495) 623-39-84

И приобрести билеты он-лайн у наших партнеров
«БИГБИЛЕТ»