Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
Московский театр детской книги
«Волшебная Лампа»

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

 

Сказки и сказкотерапия

Ася Штейн

Однажды заяц спросил лису:
«Почему ты такая хитрая и злобная
и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же 
доброй, робкой, тихой, как мы». 
Лиса подумала и попыталась стать доброй, 
робкой и тихой. И у нее стали расти уши. 
(Митя, 6 лет)

Природа, вознеся человека на вершину эволюционной пирамиды, одарила его бесконечно долгим – по сравнению с другими видами живых существ – детством.Ведь опыт, который должно перенять  человеческое дитя от родителей, чтобы выжить в суровом и враждебном мире первобытной природы, был столь велик, что на его усвоение требовалось немало лет. И едва ли не с тех пор, как человек научился говорить, то есть, стал Человеком в подлинном смысле этого слова, он изобрел уникальный и неповторимый педагогический инструмент, которым на протяжении многих тысячелетий используют родители всех стран и народов: сказку. Во всяком случае, даже в самых отдаленных уголках Земли среди самых диких племен нет таких, где бы не рассказывали детям сказок.

СКАЗКИ НА ВЫРОСТ

Отточенные и отшлифованные тысячелетиями, емкие и лаконичные формулы сказочного фольклора не только завораживали детскую душу, но  и позволяли мягко и без лишней назидательности передать детям массу важнейшей информации. Мало того, в силу особого устройства каждая, даже самая простенькая, на первый взгляд, сказка содержит как бы несколько информационных пластов, которые ребенок постигает постепенно, на протяжении всего детства и даже отрочества. То есть, любая сказка – это своего рода «история на вырост», которая не утрачивает своей актуальности в течение всего периода взросления.

Взять, к примеру, простенького, всем известного «Колобка». Поверхностный смысл метафоры очевиден: за порогом дома маленького человечка подстерегают опасности, справиться с которыми ему пока не под силу. Об этом же предостерегает и знаменитая колыбельная про Волчка: край – колыбельки, родительского двора, родной деревни – предел безопасного пространства, переступать который крохе до поры, до времени ни в коем случае нельзя. Второй смысловой пласт без труда поймет ребенок, получающий первый опыт социализации: хвастовство, беспечность, высокомерие еще никого не доводили до добра. Но у этой же сказки иные, глубинные пласты смысла, понять которые способен лишь посвященный. В одной из менее популярных версий этой сказки звери успевали откусить по кусочку от румяного Колобка прежде, чем его проглатывала хитрая лиса. Это, ни много, ни мало, метафорический рассказ о лунном цикле: золотистый колобок-Луна уменьшается с каждым днем и, наконец, исчезает в пасти лисицы-тьмы.

Кстати, в роли хозяйки ночи лиса выступает и в другой популярной сказке: «Петух и лиса». Для маленьких – это трогательная история дружбы беззащитного петушка и смелого кота, а для тех, кто постарше – драматический рассказ о схватке Ночи-Лисы, похитившей Солнце-Петуха, с Утром-Котом.

А в сказке «Заюшкина избушка» солнечный Петушок сам помогает Зайке, олицетворяющему Лето, победить вероломную Лису-Зиму, не желающую сдавать свои позиции.

ТРИ МАШЕНЬКИ И МЕДВЕДЬ

Если в сказках о животных зашифрована информация о космических и природных циклах, то волшебные сказки исподволь готовят ребенка к изменениям, которые ждут в недалеком будущем его самого.

В архаическом обществе дети, достигшие подросткового возраста, проходили обряд инициации: посвящения во взрослые члены социума. Обряд этот был таинственным, страшным, а часто и очень болезненным, Ведь он предполагал символическую смерть ребенка и возрождение его уже в качестве полноправного взрослого члена племени или общины. Для совершения этого обряда детей, отдельно мальчиков, отдельно девочек, уводили далеко в лес, в особые дома, где в течение долгого времени – иногда нескольких месяцев, а иногда и нескольких лет их посвящали в недоступные для малышей сферы знаний – как бытовых, так и магических, и готовили к инициации специально обученные жрецы, часто переодетые священными животными, например, медведями.

И волшебные сказки в завуалированной форме рассказывают детям о том, что ждет их в недалеком будущем.

Вспомним всем известную сказку «Три медведя». В сказке постоянно подчеркивается, что девочка еще очень маленькая: ей нравится специальная детская кашка Мишутки, его высокий стульчик, его колыбелька. Она не понимает, как нужно себя здесь вести: все переломала, перепортила и заснула. Совершенно очевидно, что она забрела в лесной домик явно по ошибке, потому-то медведи и отпустили ее.

Во второй сказке, «Маша и медведь», девочка явно старше: она и убраться в избе умеет, и кашу сварить и даже пирожков напечь. Потому-то и проводит в избушке медведя куда больше времени. Но пока это еще не вступление во взрослую жизнь, а только подготовка к ней. После «тренировочного цикла» ловкая Машенька благополучно возвращается домой к дедушке с бабушкой.

В третьей сказке «Старик и две его дочери», испытания куда страшнее: кроткая Машенька, отправленная злой мачехой в лесную избушку прясть (обычное занятие девицы на выданье), должна играть с медведем в жмурки. Проиграет – медведь съест. выиграет – получит богатое приданое. Ситуация почти безнадежная, но Машеньку выручает мышка, которую добрая девочка накормила кашкой. А вот Машенькина жадная сводная сестра Наташка,  отправленная маменькой за дармовым приданым, мышку кашкой не накормила и была съедена медведем.

О чем же повествует эта жутковатая история? О том, что щедрым быть хорошо, а жадным плохо? Если судить по поверхностному уровню – да. Но если заглянуть глубже, то обнаружится иной, куда более важный смысл: чтобы пройти инициацию, нужно не только научиться прясть и печь пирожки.

Мир архаического человека был полностью одушевлен. В печи его поджидал домовой, во дворе – банный, в лесу – леший, в болоте – кикимора, на кладбище – духи умерших предков. Чтобы сделать свою жизнь безопасной и благополучной, необходимо было научиться ладить со всеми этими невидимыми, но крайне опасными существами. С древнейших времен низшая магия была в ведении женщин, и, чтобы пройти инициацию, нужно было не только освоить основы деревенского домоводства, но и научиться договариваться с силами низшей мифологии, представительницей которых в данном случае и оказывается мышка. В выигрыше оказалась та девочка, которая была знакома с магическими обрядами и догадалась принести ей в жертву горсточку каши.

НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ СКАЗКИ

Итак, в архаическом обществе сказка выполняла роль универсального и крайне эффективного педагогического инструмента.  Но, как известно, все новое – это лишь хорошо забытое старое. И сегодня психологи и педагоги вновь обратили внимание на сказку. В последние годы все большую популярность завоевывает сказкотерапия -

- отрасль психотерапии, позволяющая выявить, предотвратить и мягко скорректировать многие проблемы маленького человечка.

Методика строится на применении так называемой сказочной метафоры: проблема, беспокоящая ребенка или родителей, описывается при помощи сказочных образов и  затем исправляется волшебными, сказочными методами.

Сказка начинается традиционной формулой «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Однажды давным-давно». Этот древний зачин – своеобразный пограничный столб, отделяющий обыденное пространство от сказочного.

Ребенку свойственно отождествлять себя с героями сказок, примерять на себя все с ними происходящее, сопереживать им, сочувствовать их поражениям, радоваться победам. Чтобы сделать это отождествление более полным,  рассказчик – психолог или мама – подчеркивает сходство. Иногда это делается напрямую: «Жил-был мальчик, похожий на тебя», Иногда – рассказчик исподволь вводит в повествование портретные, личностные или бытовые черты, позволяющие крохе однозначно узнать самого себя и свою семью.

Чтобы терапевтическая сказка эффективна, ребенок должен быть не пассивным слушателем, а активным участником творческого процесса: мог выбрать героев, предложить варианты развития сюжета.

Кстати, эффект от сказки многократно возрастет, если вы не просто расскажете ее, а разыграете вместе с малышом при помощи наручных или пальчиковых кукол.

К примеру, малышу предстоит неприятная медицинская манипуляция. Как рассказать о ней, не испугав кроху, но и не скрывая от него неприятной правды? расскажите ему интерактивную

СКАЗКУ ПРО УКОЛОТУЮ ЛАПКУ

Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, редко бывал дома, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.

Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:

- Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.

- Какое? - заинтересовался зайчишка.

- Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.

- Мама, а можно я не пойду? - шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.

Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:

- Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?

(Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: "Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")

- Да…

- Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, он про них, наверное, много знает…

Зайчишка серьезно задумался.

- У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: "Глазки закрывай!" А ты после этого громко скажешь: "Ой!" И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?

(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в вашу сказку: "Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")

Зайка попробовал представить, как это будет выглядеть. А мама тогда предложила:

- Давай потренируемся!

Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает своего зайчонка, командует: "Закрывай глазки!". Зайка закрывает глазки и громко говорит: "Ой!" (Этот момент можно сделать интерактивным - проиграть его с ребенком.)

Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец!

Конечно, если психологические проблемы малыша носят серьезный характер, стоит, все-таки, не заниматься самодеятельностью, а обратиться к специалисту, но с решением повседневных неурядиц и воспитательных проблем  вы вполне можете справиться самостоятельно.  Было бы желание да фантазия – вот, вы вдвоем с крохой рука об руку отправляетесь в сказочный мир: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса, похожая на тебя…»

8 (495) 624-17-52
8 (495) 623-39-84
Москва, Сущевская ул,
д. 25 с. 5

EnglishFrançaisItaliano

Дорогие зрители!

Вы можете получить консультацию о спектаклях
по телефонам:

(495) 624-17-52,

(495) 623-39-84

И приобрести билеты он-лайн у наших партнеров
«БИГБИЛЕТ»