У меня в руках новая книжка. Удивительная, детская. Это книжка из моего детства. Уже на обложке я вижу, как мои детские фантазии как будто оживают: одна книжка сидит на стуле, держит в руках другую, маленькую, книжку и читает, а позади сидит еще одна книжка-малышка и тоже читает. А на форзаце – ожившие старые башмаки, самостоятельная посуда и самоходный колодец… И много-много других героев детских игр и фантазий.
Забавные, всего на одну страницу истории только в шутку можно назвать глупыми. Но это и правильно: они учат взрослых правильно понимать глупости и выдумки: те нелепые объяснения и рассказы, которые мы слышим от наших детей. Трогательное, искреннее, живое восприятие окружающего мира,
Речь идет о книге «Глупые истории» очень доброго сказочника и художника Кястутиса Каспаравичюса, которая вышла в издательстве «Мир Детства Медиа» в 2010 году.
Традиция таких забавных, в какой-то степени абсурдных рассказов и сказок имеет долгую и интересную историю.
Первым мне вспомнился Евгений Клюев и его «Сказки на всякий случай» —http://lib.rus.ec/b/110992. Знаете почему? А он тоже сам иллюстрировал свои истории. Только способ создания картинки у него был совсем другой: это фотографии коллажей, выполненных из самых странных предметов – бумажек, колечек, тряпочек, листочков, шнурочков, камушков. Из всего того, что так нравится перебирать детям. Такой подход для меня стал демонстрацией одного очень важного принципа детского творчества: «Все из всего», провозглашенного известным педагогом – Леной Макаровой http://www.makarovainit.com/lena.htm.
А сказки Е.Клюева очень напоминают сказки и истории Г.-Х.Андерсена о штопальной игле, о ели или старом доме, о серебряной монетке, розовом кусте и улитке, о гордом чайнике —http://lib.rus.ec/a/17415.
А еще книжка «Глупые истории» напомнила мне волшебную историю, написанную В.Ф. Одоевским и названную им «Просто сказка» http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/text_0280.shtml. Героями ее стали перо, чернильница, туфля и колпак.
Идея оживлять неживые предметы, окружающие нас, в воспитательных целях использована Одоевским и в другой его сказке – «Городок в табакерке».
Внимательное отношение к миру, способность творчески осмыслять прозаические, скучные вещи – это одно из обязательных условий для полноценного чтения.
Попробуем взглянуть на эти книги в более практической и педагогической плоскости.
Абсурдные картинки и тексты Каспаравичюса не могут оставить равнодушным:
— есть, что обсуждать, а значит возникают условия для тренировки умения аргументировать свою позицию, формулировать личное мнение, отзыв о прочитанном;
— можно продолжить столь забавную игру и предложить придумать свои истории о своих тапочках, кровати или занавесках на окнах.
Иными словами, можно использовать ситуацию знакомства с этой книжкой как речевую. Несколько слов о возрасте ребенка, которому будет интересно так поработать. Видели когда-нибудь на различных настольных и головоломных игрушках рекомендацию от 8 до 80 или что-то подобное? Вот это тот самый случай. Главное, чтобы интересно было так общаться Вам! То есть, если Вам хочется с ребенком (подростком) обсудить эту книгу, то она (как и все другие) не имеет возрастных ограничений.
И чем старше Ваше дитя, тем внимательнее приглядитесь к тем книгам, о которых я писала выше в связи с «Глупыми историями».
Знакомимся со Сказками на всякий случай Клюева. Внимательно рассматриваем иллюстрации. Ищем общее в этих двух книгах – автору не только важно написать историю (создать речевую канву), но и самому ее проиллюстрировать (создать визуальный образ). Какие еще есть варианты развития событий?
Обсудить способ иллюстрации и попытаться предположить, почему авторам важно иллюстрировать свои поризведения.
Попробовать себя в жанре коллажа (придумать для этого свою историю или попробовать создать иллюстрацию к стихотворению, сказке, небольшому рассказу – например, из тех, что изучаются сейчас по программе).
Поискать материал о том, какое место в истории визуального (изобразительного) искусства занял коллаж в 20 столетии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Коллаж)
Вспомним, с чего началась эта статья: одна книжка напомнила другую, та еще одну, а следом и еще одна вспомнилась – а ведь это маршрут литературоведческого исследования. Как похожий сюжет осмысляется в творчестве писателей разных эпох? Почему один писатель сознательно обращается к опыту другого писателя и создает свое произведение на известный сюжет?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно прочитать или перечитать сказки Андерсена и Одоевского. Выделить общее, найти различия. Конечно, несомненная польза будет от письменного выполнения такой работы, но и устное совместное обсуждение даст очень много: если ребенку интересно, но он еще не готов выполнять такую работу сам, то он получит образец. А мама, попробовав себя в роли читателя-исследователя, поймет, что нельзя требовать слишком многого, а еще поймет, какая помощь нужна сыну или дочери.
Продолжением такой работы могут стать мини-исследования или развернутые проекты, посвященные изучению темы «вечные сюжеты в литературе и в искусстве».
Как появился на свет Буратино?
Кто такой Мурзилка?
Какие сказки рассказывала Арина Родионовна Александру Сергеевичу?
И пусть Вас не смущает, что темы разворачиваются вокруг книг, которые были прочитаны в детстве. В этом и заключается основная интрига: то, что казалось хорошо знакомым, близким и понятным, вдруг раскрывается совершенно иначе. Фокус. Чудо. Научные изыскания. Литературные расследования: кто украл сюжет? В качестве подспорья предлагаю вот эти материалыhttp://community.livejournal.com/v_lavochke/29336.html?mode=reply
Однако важно не заиграться в поисках, кто и у кого позаимствовал – сюжет приобретает статус вечного именно благодаря своим новым и новым интерпретациям. Каждый писатель, художник, композитор, режиссер вносит в него свой опыт, свои эмоции, знания. А нам, читателям, зрителям и слушателям, достается многообразие точек зрения.
Подвожу итог:
— даже очень-очень детская книжка может послужить хорошим материалом для научного исследования, поэтому стараемся отказаться от возрастных рамок и ограничений;
— ранее прочитанные детские книги – достаточно богатый читательский опыт, в котором ребенок хорошо ориентируется, а это важно для первых шагов на пути понимания процесса творчества;
— участие взрослого в чтении и проведении исследования…обязательно на уровне постановки задач (вопросов), подкидывания идей, справочного материала и ЛИЧНОГО ПРИМЕРА;
— только заразив ребенка интересом к прочитанному, предложив собственную аргументированную точку зрения (хорошо сформулированное впечатление о прочитанном, на худой конец – вот такую вот цепочку вспомнившихся, похожих чем-то друг на друга книг или выполненным самостоятельно коллажом-иллюстрацией), можно рассчитывать на дальнейшее его литературно-творческое развитие.
P.S.
И эта и предыдущая моя статья написаны на материале заседаний читательского Клуба, встречи которого проходят в гостеприимной Лавочке Детских Книг —http://community.livejournal.com/v_lavochke/