Наверное, каждый из нас, порывшись среди глубинных воспоминаний самого раннего детства, на той грани, где сознание только-только начинало проклевываться сквозь бессловесную муть младенчества, тоже припомнит какой-нибудь зимний – а может, и летний – вечер и негромкий родительский голос, мерно читающий что-то не вполне понятное, но завораживающее душу, заставляющее как-то по-особенному биться сердце…
Я маленький, горло в ангине,
За окнами падает снег,
И папа поет мне: «Как ныне
Взбирается вещий Олег»
Д. Самойлов
Стихи входят в нашу жизнь с самых первых дней. Редко какая мама не поет своему крохе колыбельных песен, не рассказывает ритмичных веселых потешек и пестушек. При видимой незатейливости этих стишков трудно переоценить пользу, которую они приносят малышу. В емких, лаконичных формулах кристаллизовался опыт десятков поколений. Первые стихи малыша недаром похожи на заклинания: они и должны «заклясть» его, предупредить об опасностях, которые таит в себе окружающий мир: мама предупреждает малыша, как опасно отходить от родного дома, от обжитого, обитаемого центра мироздания: «на краю», вдали от мамы ребенок может стать жертвой враждебных сил хаоса.
Но малыша есть кому защитить, ведь его берегут и любят многочисленные друзья: гуленьки всю ночь будут сидеть у его колыбельки, котик поделится булочкой, а собачка ни за что не подпустит к спящему малышу волка и другую нечисть.
Колыбельная песня помогает маме и ребеночку «настроиться» друг на друга, отладить биологические часы, чтобы молока приходило тогда и столько, когда и сколько нужно ребеночку, чтобы возня с новорожденным крохой не изматывала маму, была ей не в тягость, а в удовольствие.
Монотонно поскрипывает колыбелька, монотонно повторяются плавные, вязкие, словно мед, звуки, в затененной комнате – золотисто-медовый полумрак, пронизанный теплым запахом маминого молока… И вот, словно намазанные медом, сами собой слипаются глазки, разливается по телу сладкая истома и увлекает в теплую, тягучую пучину детского сна. Не отсюда ли – мечты о молочных реках в медовых берегах?
Некоторые мамы стесняются петь своим малышам из-за того, что у них нет музыкальных способностей и они не могут правильно воспроизвести мелодию и предпочитают ставить записи на кассетах или компакт-дисках. Ну подумайте, какая разница, ознакомится малыш с канонической версией колыбельной «ты, собачка, не лай» или с вашим авторским вариантом. Как бы плохо вы не пели, звук вашего голоса все равно будет для крохи самым лучшим, а мелодия – самой замечательной. Так стоит ли лишать малютку волшебных мгновений только потому, что у вас в школе по пению никогда не было больше тройки?
Потешки способствуют самоидентификации малыша: он узнает, что у него есть ручки и пяточки, животик и носик, что ему с самого рождения выделен собственный участок пространства, колыбелька или кроватка.
Кроху ориентируют на успех: он научится и по завалинке бегать, ведра красные носить. Мальчику рассказывают, какой он умный и сильный, девочке – какие у нее красивые черные бровки и алый румянец, какая замечательная коса вырастет в недалеком будущем до самого пояса.
Язык материнского фольклора хоть и очень прост по форме, но зато невероятно емок, насыщен выразительными эпитетами, яркими метафорами, неожиданными сравнениями. Не понимая пока смысла маминых слов, малыш запоминает их на всю жизнь как заклинание и, взрослея, постепенно осмысливает, все глубже и глубже проникая в их суть.
Конечно, многие реалии и понятия, встречающиеся в народных стишках и песенках сегодня устарели. Пока ваш кроха еще совсем маленький, это не так важно. После года покажите малышу книгу с хорошими иллюстрациями, например Юрия Васнецова или Василия Билибина и попробуйте объяснить, что лапти – это такие ботиночки, кафтан – очень красивая курточка, завалинка – маленькая лавочка возле крылечка, в печке готовят еду, из колодца берут водичку. Но чересчур углубляться в этнографические подробности не стоит: маленький ребенок воспринимает текст, тем более поэтический, целостно, не вдаваясь в частности.
Большинство первых детских книжек – стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие, лаконичные образы, выразительные аллитерации помогают малышу концентрировать внимание, лучше представить себе, о чем говорится в стишке. Быть может, вам коротенькие четверостишия про мишку, которого уронили на пол или бычка, боящегося свалиться с доски, и кажутся примитивными и банальными, но ничего лучшего для маленьких детей пока еще никто не придумал. Сегодня Агния Барто, Самуил Маршак и Корней Чуковский, как и пятьдесят лет назад, остаются в верхних строках хит-парада детской поэзии. И все же, не стоит ограничиваться только этими авторами. Обязательно почитайте с малышом книги Ирины Токмаковой (очень хороши не только ее собственные стихи, но и переводы из английской, шотландской и даже индийской поэзии), Игоря Мазнина, Валентина Берестова и конечно же, Юнны Мориц ( ее песенки про пони и резинового ежика в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных хорошо всем известны, но у нее есть еще немало замечательных стихов). Очень нравятся всем детям и стихи Саши Черного.
Дети всех возрастов очень любят поэтические сказки: и Чуковского, и Маршака, и Ершова, и Пушкина. Если малыш не может долго концентрировать внимание и через несколько страниц перестает слушать, не расстраивайтесь. Попробуйте ставить ему записи на кассетах или компакт-дисках. Выразительная речь актеров, музыкальное сопровождение – все это обязательно привлечет внимание малыша. Сказки в аудиозаписях полезно слушать еще и потому, что текст не сопровождается картинками, как при чтении вслух, и малышу приходится самостоятельно «достраивать» видеоряд: представлять себе, как выглядели герои, где разворачивалось действие и т.д. Конечно язык поэтических сказок, особенно пушкинских, достаточно сложен, в нем много редких слов, архаических речевых оборотов. Но не нужно бояться, что малыш их не поймет. В первые три года жизни детский мозг запрограммирован на освоение родного языка во всем его богатстве и многообразии. А значит, легко усвоит и несколько архаичный язык сказок Пушкина и Ершова.
Детям безумно нравятся нелепицы и парадоксы, лишенные на наш трезвый, взрослый взгляд, какого бы то ни было смысла. Они близки и созвучны детскому видению мира. Ведь для детской логики нет ничего невозможного и неприемлемого. Малыш буквально покатывается со смеху, декламируя:
«А я придумал слово,
Смешное слово «Плим».
Я повторяю снова:
«Плим, плим, плим!»
Он прыгает и скачет,
Плим, плим, плим
И… ничего не значит,
Плим, плим, плим.
Все дети обожают «сопелки» и «ворчалки» Винни-Пуха, стишки-путаницы, которые постоянно декламирует Кэрроловская Алиса, словесные игры Спайка Миллигана (его веселая книга «Чашка по-английски» выходила на русском языке где-то в конце восьмидесятых и стала уже библиографической редкостью, но ее можно разыскать в детский библиотеках). Ну, а как прожить без озорных перевертышей Даниила Хармса? Не многие знают про замечательную книжку Владимира Левина «Глупая Лошадь». Но тот, кто знает, не может не любить всей душой эту очаровательную стилизацию под английскую поэзию в духе Кэролла и Милна. Эта книга была издана небольшим тиражом в начале семидесятых и переиздавалась еще раз в середине девяностых. Но она стоит того, чтобы поискать ее в библиотеках или букинистических магазинах.
Очень важно самого раннего детства приучать кроху не только к коротеньким детским стишкам, но и к настоящей, большой поэзии. Стихи воспитывают в малыше особое, вдумчивое, я бы сказала, непрагматическому отношению к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Поэтому, чем раньше вы начнете читать стихи малышу, тем лучше. Многие современные педагоги — пренатологи даже советуют делать это еще до его рождения. Кроха с равным удовольствием будет слушать Лермонтова и Мандельштама, Пушкина и Ахматову, Лорку и Гете. А вот Маяковского или Давида Бурлюка читать маленьким детям не стоит, даже если вы — страстные поклонники модернисткой и постмодернисткой поэзии: резкий, часто негармоничный строй подобных стихов скорее всего не понравится малышу. Во многих семьях детям поют песни Окуджавы, Визбора, других поэтов-брадов. Можно попробовать напевать хорошие стихи вместо колыбельных: любая информация, которую ребенок получит перед сном или в полусне, укореняется в глубинных слоях подсознания и остается там навсегда, оказывая решающее влияние на формирование личности. Конечно, кроха пока не в состоянии вникнуть в суть читаемых вами стихов, и бесполезно пытаться объяснить ее не только трехмесячному, но даже трехлетнему. Не стоит из-за этого расстраиваться. Пока малыш воспринимает стихи как хорошую музыку, а про что в них говорится, поймет, перечитав их во взрослом возрасте.
Дети, которым читают много стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма, безо всякого труда запоминают длинные тексты. Ребенок, с самого младенчества узнавший и полюбивший Мандельштама и Лорку, Окуджаву и Хармса никогда не польстится на грошовую «попсовую» поделку. Но главное даже не это. Стихи, услышанные в детстве от папы или мамы, навсегда сохранятся в сердце ребенка среди самых радостных и светлых воспоминаний о младенчестве, о родительском доме… Солнечный эликсир тепла и любви… Я маленький, горло в ангине, за окнами падает снег…