Ирина Хоменко

 

Конечно, ни с того ни с сего ребенок страстью к искусству может и не воспылать… Однако если «нагрузить» его этим самым искусством очень сильно, то можно отбить охоту навсегда.

На мой взгляд, есть несколько принципов приобщения детей к миру прекрасного.

Принцип первыйСвязь Искусства с Жизнью ребенка.

Например, не нужно говорить: «Пойдем в Юсуповский Дворец на экскурсию». Лучше – «Пошли посмотрим, где люди жили в старые времена? и еще – там елку устраивали для детей, и еще – там есть ма-а-аленький театр прямо внутри дома.»

Принцип второйРазнообразие и предметность экспонатов.

Для начала лучше выбирать такие места, где тематика экспонатов существенно различается. Например, Русский музей, где преимущественно картины и скульптуры, значительно уступает Музею связи, где куча всяких технических средств и предметов.

Принцип третийКамерность.

Начинать показывать ребенку редкие вещи лучше в небольших помещениях. Тогда он будет больше сосредоточен на экспонатах, чем на «умении хорошо себя вести» в людном месте. Да и не потеряется, даже если и задумается где-то сам по себе.

Принцип четвертыйДобровольность.

Не нужно использовать музей как поощрение или наказание. Все же люди должны иметь особый настрой для того, чтобы воспринимать прекрасное не на фоне утреннего скандала или вечернего рева, а исключительно как приятную Потребность.

«Покупка машинок» и всякие другие завлекалки тоже не лучший способ формирования адекватного отношения к культуре. Искусство – это то, что человек выбирает сам. Неверная тактика в начале знакомства с ним может негативно повлиять на все дальнейшее восприятие и убьет потребность желать чего-то нематериального.

Возникает естественный вопрос – «Как эту потребность разбудить?»

А для этого существует Пятый принципЛичный пример.

Можно сделать так. Сказать: «Я в …(туда-то) хочу сходить. Ты идешь со мной или нет?» Хорошо бы пару раз действительно сходить куда-то самим (хотя бы ненадолго), чтобы ребенок понял – Вы были где-то, где очень интересно.

И вообще, лучше демонстрировать свои вкусы, чем тащить его в сферу искусства под конвоем.

Принцип шестойПодготовленность ребенка к восприятию картин или реликвий.

Лучше, если вы пойдете в музей не «просто так», а для того, чтобы взглянуть на что-то конкретное, о чем уже читали или узнали.

Например, мы с сыном пошли в Русский музей только после того, как неоднократно изучали картины Айвазовского (нравилось ему море). Так что лучше бы немножко подготовить малыша – встреча со знакомым всегда более приятна.

Принцип седьмой: Мера.

Не нужно стараться впихнуть в ребенка побольше впечатлений. Мышление у детей только формируется, оно калейдоскопично, а потому не исключена возможность, что слишком большое количество экспонатов сольется для него в один пестрый клубок. Наверное, для цирка это хорошо, а вот для музея…

Поэтому вполне подходящим можно назвать вариант – пойти посмотреть только одну картину, скульптуру и т.д. Так и сказать – «Пошли посмотрим одну картину Васнецова». И обязательно (особенно в первый раз) выполнить свое обещание.

Понимаете, ребенок не готов еще к получению удовольствия только от созерцания. Ему надо потрогать, попрыгать, покусать… А сама обстановка в общественном, строгом месте его сковывает. Кто ж выдержит?

Да, это будет не очень долгая поездка, но зато ребенок поймет – культпоход – это не занудство. Да и побаловаться как следует в музее за это время он не успеет. За бабушек-смотрительниц можно не волноваться.

Приятных впечатлений!