Конечно, ни с того ни с сего ребенок страстью к искусству может и не воспылать… Однако если «нагрузить» его этим самым искусством очень сильно, то можно отбить охоту навсегда.
На мой взгляд, есть несколько принципов приобщения детей к миру прекрасного.
Принцип первый: Связь Искусства с Жизнью ребенка.
Например, не нужно говорить: «Пойдем в Юсуповский Дворец на экскурсию». Лучше – «Пошли посмотрим, где люди жили в старые времена? и еще – там елку устраивали для детей, и еще – там есть ма-а-аленький театр прямо внутри дома.»
Принцип второй: Разнообразие и предметность экспонатов.
Для начала лучше выбирать такие места, где тематика экспонатов существенно различается. Например, Русский музей, где преимущественно картины и скульптуры, значительно уступает Музею связи, где куча всяких технических средств и предметов.
Принцип третий: Камерность.
Начинать показывать ребенку редкие вещи лучше в небольших помещениях. Тогда он будет больше сосредоточен на экспонатах, чем на «умении хорошо себя вести» в людном месте. Да и не потеряется, даже если и задумается где-то сам по себе.
Принцип четвертый: Добровольность.
Не нужно использовать музей как поощрение или наказание. Все же люди должны иметь особый настрой для того, чтобы воспринимать прекрасное не на фоне утреннего скандала или вечернего рева, а исключительно как приятную Потребность.
«Покупка машинок» и всякие другие завлекалки тоже не лучший способ формирования адекватного отношения к культуре. Искусство – это то, что человек выбирает сам. Неверная тактика в начале знакомства с ним может негативно повлиять на все дальнейшее восприятие и убьет потребность желать чего-то нематериального.
Возникает естественный вопрос – «Как эту потребность разбудить?»
А для этого существует Пятый принцип: Личный пример.
Можно сделать так. Сказать: «Я в …(туда-то) хочу сходить. Ты идешь со мной или нет?» Хорошо бы пару раз действительно сходить куда-то самим (хотя бы ненадолго), чтобы ребенок понял – Вы были где-то, где очень интересно.
И вообще, лучше демонстрировать свои вкусы, чем тащить его в сферу искусства под конвоем.
Принцип шестой: Подготовленность ребенка к восприятию картин или реликвий.
Лучше, если вы пойдете в музей не «просто так», а для того, чтобы взглянуть на что-то конкретное, о чем уже читали или узнали.
Например, мы с сыном пошли в Русский музей только после того, как неоднократно изучали картины Айвазовского (нравилось ему море). Так что лучше бы немножко подготовить малыша – встреча со знакомым всегда более приятна.
Принцип седьмой: Мера.
Не нужно стараться впихнуть в ребенка побольше впечатлений. Мышление у детей только формируется, оно калейдоскопично, а потому не исключена возможность, что слишком большое количество экспонатов сольется для него в один пестрый клубок. Наверное, для цирка это хорошо, а вот для музея…
Поэтому вполне подходящим можно назвать вариант – пойти посмотреть только одну картину, скульптуру и т.д. Так и сказать – «Пошли посмотрим одну картину Васнецова». И обязательно (особенно в первый раз) выполнить свое обещание.
Понимаете, ребенок не готов еще к получению удовольствия только от созерцания. Ему надо потрогать, попрыгать, покусать… А сама обстановка в общественном, строгом месте его сковывает. Кто ж выдержит?
Да, это будет не очень долгая поездка, но зато ребенок поймет – культпоход – это не занудство. Да и побаловаться как следует в музее за это время он не успеет. За бабушек-смотрительниц можно не волноваться.
Приятных впечатлений!