«Литературная газета» № 23, 2005
Международный день защиты детей – лучший повод вспомнить о «самом привилегированном» зрителе
Сказать, что большинство детей сегодня читает мало, – значит ничего не сказать. Мы в Театре детской книги «Волшебная лампа» знаем это лучше, чем кто-либо другой. И потому, что слышим реакцию зрительного зала, по которой всегда ясно – знакома нашим маленьким зрителям история, разыгрываемая на сцене или нет (а в нашем репертуаре – по преимуществу классика литературы для детей – Пушкин, Андерсен, Милн, Маршак, Киплинг). И потому, что придумываем разнообразные формы работы с нашим маленьким зрителем – в фойе театра они встречаются с детскими писателями, мы проводим Неделю детской книги, перед началом спектаклей литературные конкурсы и викторины.
Как-то у наших артистов был выездной спектакль в обычную московскую школу со спектаклем по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Перед его началом артисты спросили детей, знают ли они Пушкина, на что те дружно прокричали: «Да!» А вот на вопрос, что написал Александр Сергеевич, те же дети, но уже чуть менее дружно ответили: «Каштанку». Не знаю, как прореагировали на данное утверждение присутствовавшие в зале учителя. Нас это, увы, не в первый раз, убедило в том, что недаром мы создали Театр детской книги.
Примечательно, что именно самый маленький зритель, зачастую ещё не умеющий читать, приходит в театр наиболее подготовленным. Иногда мы советуем родителям, звонящим узнать о билетах, почитать ребёнку книгу, по которой поставлен спектакль, перед тем как идти в театр; иногда родители, бабушки и дедушки догадываются это сделать сами. Есть сегодня целая категория молодых родителей, которые занимаются своими детьми – водят их в театр, приучают к чтению. Наша публика в основном состоит из них. Театр «Волшебная лампа» небольшой – и мы «видим» каждого зрителя. Это то, что касается малышей.
Если говорить о школьниках, тут ситуация другая. Существует целое упущенное поколение, тех самых «каштанковцев». Как раз для них была задумана наша программа «Театральный пушкинский урок», в рамках которой мы показывали спектакли «Свет мой, зеркальце! Скажи…» и «Капитанскую дочку», предварявшиеся театрализованной литературной игрой или беседой с пушкинистом (для детей постарше). Пока шли Пушкинские юбилейные торжества и спустя год-два после их окончания школы с удовольствием посещали эти уроки. Тем более что они могли сами и выбрать время проведения «занятия», и даже заказать тему разговора с пушкинистом – «Бал эпохи Пушкина», «Лицейские друзья поэта», «Пушкин и его сказки» и так далее. После спектаклей дети писали сочинения, рисовали, мы делали выставки детских рисунков, а рядом с ними выставку рисунков Пушкина. Но вот сегодня интерес к этим урокам ослаб: «галочка» поставлена, можно перейти к другой «дате».
Мы подготовили другой цикл «Театральных уроков», в который вошли практически все спектакли из нашего репертуара, погружённые в определённый литературно-познавательный контекст. «Урок» имеет успех, он приносит большую пользу тем, кто становится его участниками. Учителя, которые приводят на него учеников, благодарят нас, и уже в школе сами проводят уроки по нашим «урокам». Но проблема состоит в том, как довести информацию о них до тех, кому они адресованы. Мы пытались собрать учителей разных школ вместе и провести специально для них показательный урок. Разослали приглашения, на которые откликнулись единицы, в основном педагоги маленьких частных школ. Решив, что учителя – люди занятые и им трудно собраться в один день, мы разослали по электронной почте и факсу учителям многих школ приглашение прийти в любой день на любой наш спектакль пообщаться с нами, получить в подарок наш буклет, где подробно рассказано о нашем театре и его просветительских программах. Увы, на это приглашение не откликнулся почти никто.
Почему современные дети читают мало, нам, в общем-то, понятно: телевидение и компьютер составляют огромную конкуренцию книге. Но почему театр кукол игнорируют школы, которые должны быть рады возможности поддержать любые начинания, направленные на приобщение современного ребёнка к чтению и книге, нам не понятно. Ведь именно искусство театра кукол, имеющее дело с визуальными образами, с «овеществлёнными» метафорами, может быть им в этом прекрасным подспорьем. Как говорил Сергей Владимирович Образцов: «Глаз сильнее уха». Не стоит это скидывать со счетов.
Утверждение, что дети год от года читают всё меньше и меньше, стало уже общим местом. Педагоги, психологи, родители, детские писатели бьют тревогу: сегодняшние школьники не то что читать не любят, а в массе попросту малограмотны: катастрофически падает уровень техники чтения даже у старшеклассников, дети с трудом могут сделать толковый конспект или реферат, многие испытывают сложности при написании не только сочинений, но даже изложений.
Винят, как водится, во всём технический прогресс: телевизор стал непременным атрибутом детской, да и собственный компьютер у десятилетнего сопляка уже никому не в диковинку – так что же вы удивляетесь, что дети не читают! Да, безусловно, сегодня дети предпочитают получать необходимую информацию не из книжек, а из мультимедийных источников и телепередач. Нельзя отрицать и того, что информация эта организована и структурирована иначе, чем в книгах, и не обладает привычными функциями текста. Вполне возможно (и это подтверждают уже новейшие исследования в области нейропсихологии), при работе с компьютерными файлами включаются иные отделы мозга, чем при работе с книжными текстами. И в результате у детей нарушается формирование текстового мышления. Мы можем сколь угодно сетовать по этому поводу, но остановить бурный рост информационных технологий невозможно, а главное – абсолютно бессмысленно, как невозможно и бессмысленно пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации.
Но нужно очень отчётливо понимать, что сегодня детей, как никогда ранее, нужно учить быть читателями, сами по себе они этого сделать не смогут. Что же это значит: быть читателем? Это вовсе не то же самое, что бойко и без ошибок прочитывать положенное по возрасту количество знаков в определённый срок (хотя и с этим, увы, очень многие дети сегодня не справляются!). Быть читателем – значит вступать во внутренний диалог с автором и героями, сопереживать им, примерять на себя их опыт. Ребёнок, приученный к активному чтению, вводит любимых литературных героев в своё игровое пространство: рисует их, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые коллизии, даже видит их во сне. Но как научить этому? Ведь это не распишешь в методических планах, не закрепишь на уроках, не проверишь в контрольных…
И всё же способ есть. Достаточно перенести урок литературы из класса… в зрительный зал. Именно так поступили в Театре детской книги «Волшебная лампа».
Театр как нельзя более соответствует особенностям детского восприятия: он воздействует сразу на все сенсорные системы ребёнка: не только зрение и слух, но и обоняние, осязание. Вспомните свой первый поход в театр: наверняка в память запал не только сюжет, но и декорации, и музыка. Наверняка ваши пальцы вновь ощутят шершавое прикосновение потёртого бархата театральных кресел, ноздри – особый, ни с чем не сравнимый «театральный» запах, и даже съеденное в театральном буфете пирожное тоже будет неотъемлемой частью вашего воспоминания.
Театр растворяет в себе, стирает дистанцию между вымыслом и реальностью, позволяет без остатка раствориться в происходящем. Но при этом, в отличие, скажем, от мультика, театральный спектакль предполагает гораздо большую степень условности: средствами театра далеко не всё можно показать «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…» При этом актёры и куклы – не где-то далеко, за непроницаемым стеклом телеэкрана, а здесь, совсем рядом, стоит лишь протянуть руку. И они обращаются не в пространство, а непосредственно к залу – к сидящим перед ними маленьким зрителям, и между залом и актёрами устанавливается особый контакт, то таинственное, упоительное взаимодействие, ради которого миллионы людей и идут в театр, а сотни становятся актёрами. То есть в театре ребёнок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. А значит, как раз и учится тому сопереживанию, сотворчеству, которое необходимо для того, чтобы стать настоящим читателем. Собственно, даже и не учится. Ведь способностью к творчеству природа с рождения наделяет человеческое дитя. Но именно театр, как никакое из искусств, помогает раскрыть и высвободить эту способность.
Именно эти уникальные возможности театра и лежат в основе театральных уроков литературы, которые Театр детской книги проводит совместно с Международным общественным информационно-просветительским движением «Добро без границ».
Что же это за программа? В течение нескольких месяцев учителя приводят своих учеников на спектакли (всего в цикл входит 6–8 спектаклей). Перед началом спектакля – яркий, увлекательный получасовой урок, во время которого дети узнают о том, как жили знаменитые сказочники: Андерсен, Пушкин, Киплинг, какое у них было детство, что считали важным и нужным сказать людям и почему. Ребятам рассказывают и о том, что скрыто по ту сторону кулис: как создаётся спектакль, как работают актёры и режиссёр, как делают театральных кукол. Как и на всяком уроке, здесь есть и домашние задания: нарисовать по мотивам спектакля афишу, эскизы костюмов, «оживить» неживую вещь и т.д. В конце цикла устраивается выставка детских работ.
Настоящая жемчужина программы – «Театральный пушкинский урок». Вдохнуть атмосферу пушкинской поры, новыми глазами увидеть поэта помогает выставка пушкинских рисунков, рукописи поэта, которые любезно предоставляет для уроков Государственный музей А.С. Пушкина, романсы на его стихи. Театрализованная игра-викторина придаёт уроку непринуждённый характер, раскрепощает детей: оказывается, «Пушкин» – это не унылый параграф учебника, это живой человек – остроумный, весёлый, яркий: он шутил и рисовал забавные картинки, он тоже учился в школе, и не всегда лучшим образом, так значит – он наш, он – друг?
И, наконец, самое главное: в зале гаснет свет, и начинается представление: оживают герои сказок Пушкина и Милна, Андерсена и Киплинга, Григория Остера и доктора Сьюза. Как не полюбить их теперь всем сердцем и на всю жизнь: прекрасную Мёртвую Царевну и независимую киплинговскую Кошку, изящных андерсеновских принцесс и принцев, философа Винни-Пуха и мудрого и благородного слона Хортона.
А что было с ними всеми дальше?.. А может, про них есть ещё какие-то истории?.. А где их можно почитать?.. А когда мы опять пойдём в театр?..
Дети задают вам такие вопросы? Отлично! Значит, театральный урок прошёл на пятёрку!