Ася Штейн

 

Давно прошли те времена, когда сильная половина человечества считала возню с младенцами ниже своего достоинства. Сегодня ни у кого не вызывают удивления папы, которые с первых  недель жизни активно включаются в воспитательных процесс и подчас не хуже мам разбираются и особенностях детской психологии, и в тенденциях раннего развития.

Вне всякого сомнения, папа вносит в жизнь малыша массу интересного, того, что не способна дать ему даже самая любящая и творческая мама. Опыт показывает, что дети, с младенчества много времени проводившие в обществе пап, вырастают более независимыми, креативными, уверенными в себе, чем те, где папы ограничивали свое участие в их воспитании воскресными прогулками и проверкой уроков.

Однако не будем скрывать: природа предназначала мужчин на роль охотников и завоевателей, а не нянек. И современный прогрессивно мыслящий папа, решивший стать активным участником воспитательного процесса, сталкивается со специфическими трудностями там, у мам никаких проблем, как правило, не возникает. В итоге нередко из благих намерений ничего не получается: малыш капризничает, папа сердится, мама раздражается  и после нескольких  неудачных попыток старается ограничить папино участие в педагогическом процессе. Да он, почувствовав, что ничего хорошего у него не получается, и сам не слишком рвется общаться с чадом один на один.

Так что же – отложить интенсивное общение с крохой до пресловутого возраста, когда он будет в состоянии удержать удочку и футбольный мяч? Вовсе нет. Достаточно разобраться в специфике проблем, с которыми вы можете столкнуться и научиться их преодолевать.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

Папа торжественно извлекает из коробки новый конструктор, железную дорогу или увлекательную настольную игру. Кроха замирает в радостном предвкушении: что может быть прекраснее, чем поиграть с папой!

Но папа хочет, чтобы все было по правилам: модели из конструктора собирались строго по схеме, в настольных играх соблюдалась очередность ходов.  Такова мужская природа: коль скоро правила установлены и приняты, их необходимо соблюдать.

Но для маленького ребенка игра – всепоглощающая стихия. Он видит ее как бы «изнутри» и часто не в состоянии одновременно следить «извне» за соблюдением правил. И нередко папа видит перед собой абстрактную логическую стратегию, а его сынишка – реальное сражение мужественных рыцарей с коварными варварами, где логика развития событий будет, естественно, совсем иной. В итоге малыш пытается ввести игру собственные коррективы, «нарушает» правила, использует элементы игры не по прямому назначению.

К тому же, маленьким детям трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном. Исчерпав интерес к конструктору, малыш хочет поиграть в солдатики или машинки, а папа настаивает, что нужно обязательно довести начатую игру до конца, да еще и убрать все по местам.

В лучшем случае, папа будет с упоением продолжать собирать подъемный кран в одиночестве, в то время как его отпрыск отправится на поиски новых развлечений. В худшем дело может закончиться нешуточным конфликтом. В то же время, избежать его совсем несложно.

  • Если вам кажется, что правила игры пока еще слишком сложны для малыша, слегка упростите их.
  • Если кроха предлагает свой вариант игры – примите его предложение.
  • Всегда прекращайте игру до того, как ребенок утратит к ней интерес.
  • Если вы сами всю жизнь мечтали о таком вот конструкторе, купите два набора – себе – и малышу и пусть каждый играет, как ему нравится!

ПОКОРИТЕЛИ ПРОСТРАНСТВА

Вы отправились с малышом на велосипедную прогулку. Или в небольшой лыжный поход. Или просто в магазин за хлебом. С точки зрения мужчины, охотника и завоевателя, задача ясна как день: вам необходимо добраться из пункта А в пункт В по выбранному заранее оптимальному маршруту в максимально сжатые сроки.

Но маленький ребенок живет мгновением, ему вовсе не так и важна конечная цель вашего путешествия, гораздо интереснее то, что происходит по дороге. Вот встретилась отличная глубокая-преглубокая лужа –по ней обязательно нужно въехать колесом велосипеда,  лучше еще раз, и еще…  А вон в стороне – замечательное дерево, на которое непременно нужно влезть. А там – гляди, гляди, поскакала белка, ее нужно срочно угостить чем-нибудь вкусненьким! А за теми кустами, я знаю, превосходная детская площадка.

Ну, как тут пройдешь намеченный маршрут, через каждые три шага – несанкционированный привал или отклонение от курса! Папа начинает сердиться и торопить малыша, тот, в свою очередь, не хочет прерывать своих изысканий и хнычет. Чтобы путешествие не закончилось слезами и разочарованиями, достаточно заранее рационально сходя из интересов малыша.

  • Всегда рассчитывайте, что путь к намеченной цели займет у вас больше времени, чем если бы вы двигались по прямой

Если вы не любите менять свои планы на ходу, заранее продумайте несколько вариантов маршрута, чтобы скорректировать его в зависимости от интересов малыша

Исследуйте мир вместе с крохой.  Тогда вас не будут раздражать вынужденные остановки. На случай, если вам наскучит ждать, пока чадо налазется по дереву или накатается с горки, прихватите с собой книгу.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Любопытно, что практически все системы раннего развития были разработаны мужчинами (исключение составляет, пожалуй, лишь Мария Монтессори). Они из них были связаны с детьми в силу своей профессии, как врач Глен Доман и педагог Николай Зайцев, другие были просто заботливыми и любящими отцами, как Борис Никитин. В принципе, это вполне объяснимо: мужчинам свойственно глобальные стратегическое  мышление: с мужской точки зрения, в любом деле, в том числе, и в развитии детских интеллектуальных и творческих способностей. то необходима стройная система, в которой тщательно прописаны конечные цели и задачи и в деталях разработаны мельчайшие детали, необходимые для их достижения.

И, если папы берут на себя заботы о раннем развитии малыша – что случается совсем не редко – то, выбрав одну из популярных педагогических систем, строго ей следуют и стараются добиться максимально высоких результатов.

Однако любая, даже самая эффективная система – вещь усредненная, она не может учесть индивидуальных особенностей каждого малыша. То. что один ребенок принимает на ура, у другого вызывает скуку, а то и откровенное отторжение. То, что вчера еще шло на «ура», сегодня вдруг начинает пробуксовывать. У большинства пап такое положение вещей вызывает недоумение, и даже раздражение: ведь система выстроена так рационально, каждый шаг обоснован и логически взаимосвязан с системой в целом. Почему же малыш наотрез отказывается заниматься?

И тут-то на помощь стратегии должна прийти тактика. Ведь на самом деле идеальных и универсальных систем раннего развития е существует, в каждой из них есть свои сильные и слабые стороны. И самое разумное – сочетать их, выбирая из каждой то, что кажется вам целесообразным, а вашему крохе – интересным, придумывать собственные развивающие игры и задания.

Ведь самое главное в раннем развитии – это вовсе не мифический, недостижимый в реальности «результат», а радость познания окружающего мира, которой мудрый и любящий папа может щедро делиться со своим маленьким умничкой.