Пожалуй, нет таких родителей, которые не мечтали бы дать своим детям хотя бы элементарное музыкальное образование. Малыш еще только делает первые шаги, а мы уже представляем его стоящим на сцене с крохотной скрипочкой в руках, играющим в духовом оркестре… А уж если у малютки явно есть музыкальные способности, судьба его, как правило, предрешена: как только кроха сможет дотянуться до рояля, его обязательно отдадут «на музыку».
И все же, не торопитесь. Беда российских музыкальных школ – ранний профессионализм. Сюда и поступить-то непросто: малышам необходимо пройти суровый конкурсный отбор, который и сам по себе, независимо от результата, может стать для ранимого, ребенка тяжелой психической травмой. Будьте готовы к тому, что в течение многих лет малышу придется по три-четыре раза в неделю ходить на занятия, ежедневно не менее часа проводить за инструментом, заниматься и во время каникул. Готовы ли вы к этому? Хватит ли у вас на это терпения и сил? Ведь ответственность за домашние занятия малыша ляжет на ваши плечи, и даже если ваш кроха – будущий Моцарт, ему далеко не каждый день будет хотеться сидеть за гаммами. Если же ваше чадо не обладает выдающимися способностями, учеба в музыкальной школе станет для него тяжелой, почти непосильной нагрузкой. Не оказавшись среди лидеров, «блистающих» на отчетных концертах, малыш совершенно незаслуженно будет чувствовать себя аутсайдером и неудачником. Хотя занятия в музыкальной школе практически бесплатны, через некоторое время может «обнаружиться», что вашему малышу необходимо заниматься дополнительно, уже за весьма ощутимые деньги. Ну, а если ребенок действительно талантлив, его способности могут начать нещадно эксплуатировать, его жизнь превратится в бесконечную череду репетиций, конкурсов и фестивалей, в ней не останется времени для других, не менее важных и интересных дел.
Так что же, вообще не учить ребенка музыке? – спросите вы. Конечно же, учить. Но ведь большинство из нас – не профессиональные исполнители, а любители музыки, и наша задача научить малыша любитьмузыку, а водя кроху из-под палки в ненавистную «музыкалку», мы добьемся прямо противоположного эффекта. Есть масса способов научить малыша наслаждаться музыкой, чувствовать ее, помочь ему овладеть музыкальным инструментом, выучить нотную грамоту, развить его слух и чувство ритма.
Сегодня специалисты рекомендуют начинать занятия музыкой еще до рождения. Можно воспользоваться системой Лазарева «Сонатал», а можно просто почаще слушать хорошую музыку. Чтобы крохе было лучше слышно, положите себе на животик плеер с наушниками. Выглядеть вы будете очень забавно, но скоро привыкнете. Музыкальные пристрастия беременной женщины также причудливы, как и вкусовые: то потянет на органные концерты Генделя, а то возникнет острая необходимость срочно услышать джазовые композиции Дюка Эллингтона или душа потребует французского шансона. Не забывайте и о музыке для детей. Прекрасные серии кассет «Волшебные голоса природы», «Музыка малышам», сборники потешек и детских песенок подойдут и для будущей мамочки. Можно купить и слушать кассеты С. Железнова «Музыка с мамой».
Если вы хотите, чтобы у малыша было хорошее чувство ритма, начните развивать его еще до рождения. Поставьте кассету с простенькими детскими песенками или напевайте их сами и легонько похлопывайте себя в такт по животику: очень скоро вы почувствуете, что кроха отвечает вам, дрыгая ножками и ручками. Такие «игры» помогут вам установить контакт с малышом еще до рождения, а для него станут к тому же и отличной гимнастикой (конечно, если есть угроза прерывания беременности, стоит повременить с подобными развлечениями и обязательно посоветоваться с врачом).
После того, как настанет долгожданный день и малютка появится на свет, старайтесь, чтобы в его детской почаще звучала музыка. Когда ребеночек спит, его мозг продолжает работать, и колыбельные, нежные концерты для скрипки, флейты или клавесина, возвышенная органная музыка навсегда сохранятся в его памяти. Даже если медведь отдавил вам оба уха еще в детстве, не стесняйтесь петь крохе сами. Не так уж сложно разучить несколько детских песенок, да и если вы переврете мелодию, тоже большой беды не будет: живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого, самого высокопрофессионального исполнения. Ну, а если уж совсем стыдно, можно придумать собственные песенки или напевать крохе свои любимые стихи. Пусть малыш слушает, как занимаются музыкой старшие дети, а если мама и папа споют под гитару туристские песни своей юности, будет вообще замечательно.
Если вы занимаетесь с малюткой динамической гимнастикой, включите подходящую ритмичную музыку, и несложные упражнения превратятся в настоящий акробатический рок-н-ролл. Можно подобрать специальные «массажные», «купальные», «обеденные» кассеты.
Обязательно покупайте музыкальные сказки, детские переложения известных опер (есть такие кассеты, где рассказывается сама сказка – например, о царе Салтане – и исполняются наиболее известные арии).
Когда ребенку исполниться года два, вы можете понемногу учить его основам музыки. Лучше всего было бы найти группу, где занимаются по системе японского педагога Судзуки. По его методике детей начинают обучать игре на музыкальных инструментах с полутора-двух лет. Обычно в таких группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно, флейты. Если вы не знаете ни одной ноты, да и со слухом у вас неважно, не расстраивайтесь: слух прекрасно развивается, а учиться вы будете вместе с малышом. Система Судзуки как раз и построена на том, что родители сначала учатся сами, а потом учат детей. Здесь нет никакого принуждения: малыш может сколько угодно сидеть на занятиях, «присматриваясь» к другим детям, которые уже научились играть. И лишь когда у него возникнет непреодолимое желание присоединиться ко всеобщему веселью, ему тоже дадут скрипочку. Кроху не станут пугать экзаменами и ругать за не выученные гаммы: здесь царит атмосфера творчества и уважения к маленьким музыкантам. Педагоги-классики считают, что недостатком этой системы является то, что детям не ставят руки, и они привыкают играть неправильно. Но если вы не планируете, что ребенок будет заниматься музыкой профессионально, это не так важно. Ну, а если он захочет продолжать занятия, руки можно будет и переставить или перейти с возрастом на другой инструмент.
К сожалению, система Судзуки имеет у нас пока еще мало сторонников и найти подобную группу или школу довольно трудно, а в более консервативные коллективы малыша вряд ли примут раньше четырех лет. Поэтому придется пока обходиться собственными силами. Замечательно, если у вас дома есть пианино. Еще лучше подойдет синтезатор: он занимает мало места и его можно поставить так, чтобы малыш мог легко до него дотянуться. Если настоящего инструмента нет, купите обыкновенный ксилофон. На каждую клавишу наклейте кружочек соответствующего цвета спектра (до –красный, ре – оранжевый, ми –желтый и т.д.). На карточках напишите ноты тех же цветов. Пойте малышу ноты и играйте их на инструменте, показывая эти карточки. Когда кроха немного освоится, на таких же карточках напишите ноту и под ней – односложное слово или, если малыш еще не умеет читать, нарисуйте подходящую картинку (к примеру до – кот, си – мышь и т.д.). Потом можно будет писать слова из нескольких слогов и, соответственно, несколько нот (зайка – ми-ре, солнышко – соль-фа-фа). Поняв механизм превращения звуков в ноты, ребенок скорее освоит нотную грамоту, научится петь и играть с листа.
Года в четыре малыша можно отдать в хоровую студию. Попасть туда гораздо легче, чем в музыкальную школу, а пользы ничуть не меньше. В программы хороших хоровых коллективов входят, помимо традиционных детских песен, произведения Баха, Бетховена, Моцарта, духовная музыка. Со временем ребенок будет заниматься и сольфеджио, и фортепьяно, и вокалом, и историей музыки, но требования тут не так суровы. При этом хоровое пение прекрасно развивает слух и голос, дает малышу возможность почувствовать радость совместного творчества.
Во многих клубах и дворцах детского творчества есть музыкальные театры. Если ваш малыш по натуре – лицедей и при этом у него неплохой слух и голос, такой театр для вас – настоящая находка. Здесь ваше чадо сможет проявить себя в самых разных жанрах, от оперного пения до клоунады, научится основам артистического мастерства и сценического движения. Правда, принимают в такие коллективы, как правило, не раньше пяти-шести лет.
Понимать и чувствовать музыку малыш может научиться и в студии, где занимаются танцами по системе Айседоры Дункан. Это школа свободной пластической импровизации. В отличие от классической хореографии, детей не мучают болезненными растяжками у станка, не дрессируют на бесконечных репетициях. Мальчики и девочки босиком и в легких хитончиках создают изысканные композиции под классическую музыку. Здесь каждый может проявить свою индивидуальность, предложить собственную трактовку произведения. У детей хорошо развивается слух, чувство ритма, они начинают неплохо разбираться в музыке.
Если вы все же решили отдать малыша в музыкальную школу, позволю себе поделиться несколькими рекомендациями, основанными, в том числе, и на собственном горьком опыте.
Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться и, в конечном счете, учиться хуже, чем мог бы. Пяти-шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это – самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой. Правда, при многих школах есть платные дошкольные отделения, где с самыми маленькими занимаются пением, ритмикой, игрой на шумовых инструментах.
Совершенно незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно: туда очень высокий конкурс, а есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и флейта, и арфа, и кларнет. Если во время прослушивания вам посоветуют, на каком инструменте учить малыша, стоит прислушаться к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат играть на виолончели, а крошке — на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке, если способности похуже – на гитаре или кларнете.
Очень серьезно подойдите к выбору педагога. С эти человеком вашему чаду предстоит общаться один на один несколько лет. Фактически он станет членом вашей семьи. Если педагог повышает на малыша голос или, наоборот, абсолютно к нему равнодушен, если вы чувствуете, что ребенок не справляется с требованиями учителя или явно скучает на его уроках и способен на большее, вообще если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь обратиться к администрации школы с просьбой поменять педагога. Возможно, ваш сын просто слишком резв для пожилой элегантной дамы и ему больше подойдет веселый и умелый педагог-мужчина. А ваша дочка, быть может, мечтает учиться не у суховатой старой девы, а у прелестной молодой красавицы?
Перед тем, как поступить в музыкальную школу, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах, существуют противопоказания: нельзя играть на флейте при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке – при сколиозе и сильном плоскостопии. Кроме того, непременно проверьте малышу зрение: даже при очень незначительном дефекте у крохи будут уставать от чтения нот глазки, могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом, полноценному общению со сверстниками.
Ни в коем случае не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей и не позволяйте делать этого педагогу. Не требуйте от крохи большего, чем он может. Не ругайте его за провалы, но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: пятерка на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта.
Как бы это ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия потеряют всякий смысл, если ежедневно будут сопровождаться слезами и наказаниями. Во всяком случае, еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуется регулярно тренироваться дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи – помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед менее быстро, чем под вашим неусыпным руководством.
Если малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу, или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Ну, а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.