Ася Штейн

 

Когда начинать знакомить детей с произведениями искусства? Сегодня специалисты по раннему развитию убеждены: чем раньше, тем лучше. Живописные шедевры, увиденные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь, сложные визуальные впечатления стимулируют работу мозга, глаз привыкает различать тончайшие цветовые нюансы, недосказанность и незавершенность замершего мгновения будит детское воображение. Словом, не будет преувеличением сказать, что, знакомя малыша с искусством, мы активизируем сферы его сознания, которые в противном случае дремали бы еще долгие годы.

Однако  в столь тонкой сфере как живопись. Но как именно нужно приобщать ребенка к искусству? Прежде всего, необходимо усвоить три очень важных принципа:

  • Умеренность. Детское восприятие визуальных образов принципиально отличается от взрослого. Ребенок не анализирует их, а воспринимает целостно, как будто фотографирует, а затем в течение длительного времени происходит тонкая  сложная работа над осознанием увиденного. Избыток визуальных впечатлений может привести к пресыщению и эмоциональному истощению. Чтобы этого не произошло, не гонитесь за количеством:

Помните золотое правило раннего развития: всегда прекращайте занятия чуть-чуть раньше, чем малыш начнет отвлекаться и скучать.

  • Эмоциональность.  Любое произведение искусства – это, прежде всего, диалог художника со зрителем, попытка эмоционального контакта – сквозь века и эпохи. Стиль,  жанр, техника – лишь способ сообщить другому что-то важное, чего не выразишь словами. Попытайтесь научить малыша чувствовать эмоциональный настрой картины, сопереживать автору.
  • Актуальность. Даже самое великолепное полотно не найдет отклика в душе малыша, если оно не перекликается с его повседневным опытом. Поэтому – во всяком случае, для начала – лучше выбирать картины, изображающие детей: семейные и детские портреты, жанровые сцены, а также пейзажи с привычным ребенку ландшафтом, изображения зверей.

ИСКУССТВОВЕД В ПАМПЕРСАХ (0–2 ГОДА)

Начинать знакомить малыша с произведениями искусства можно, как только малыш начнет самостоятельно передвигаться, сначала ползком, а потом – и «на своих двоих». Повесьте в детской — в уголке для игр, рядом с кроваткой, пеленальным столиком — несколько качественных репродукций. Так картины будут постоянно находиться поле зрения крохи. Заметив, что он  задержал взгляд на картине, предложите посмотреть ее вместе, обратите его внимание на какую-то красочную, выразительную  деталь. Чтобы картинки прослужили дольше, вставьте каждую в прозрачную папку-файл.  Раз в две-три недели обновляйте экспозицию.

Для маленьких детей лучше выбирать гармоничные по цвету картины с несложной композицией. Малышей обычно очень привлекают картины импрессионистов, яркие и динамичные произведения Матисса, Гогена, раннего Пикассо.

Толстые дорогие альбомы по искусству плохо подходят для занятий  маленькими детьми. Лучше всего  прибрести несколько иллюстрированных календарей. При великолепном качестве печати они относительно недороги. Вырежьте иллюстрации и вставьте их в папку-файл. Получится прекрасный тематический альбом. Также можно приобрести подборки художественных открыток или слайдов в киосках картинных галерей. Найти нужные иллюстрации можно в Интернете. Если у вас качественный принтер, можно распечатывать их. Если это сложно – подготовьте компьютерную презентацию.

Я И ДРУГИЕ

Когда малыш осознает, что он – отдельная самостоятельная личность, для него очень важно понять, что у него есть общего с другими людьми и чем он от них отличается. Именно в этот период, когда  кроха начинает проявлять активный интерес к другим детям и их занятиям, очень полезно сделать  подборку репродукций с детскими портретами и жанровыми сценами, где изображены дети.

Ребенок будет с огромным интересом рассматривать и пухлых младенцев на руках у мадонн, и придворные портреты маленьких принцев и принцесс кисти великих испанских мастеров, и непринужденные жанровые зарисовки работы импрессионистов. Однако следует подбирать картины таким образом, чтобы они различались по сюжету и манере изображения, в этом случае ребенок  дольше не утратит к ним интерес. Обсудите, кто изображен на картине, что делают дети и взрослые. Обращайте внимание малыша на их эмоциональное состояние: «Смотри, какой веселый малыш! Наверное, ему нравится играть с собачкой!». Ребенку постарше можно предложить придумать предысторию картины: «Ой-ой, как печально смотрит на нас эта девочка! Как ты думаешь, что ее так расстроило?»

КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ

«Ну, конечно же, белого!» — скажет любой ребенок.  А вот и нет! Ребенку  четырех-пяти лет можно предложить рассмотреть несколько картин, по-разному изображающие зиму (к примеру, «Первый снег» Поленова, «Февральскую лазурь»  Грабаря и «Март» Левитана) и предложить рассмотреть, какие цвета использовал каждый художник, чтобы нарисовать снег. То же самое можно проделать и с картинами, изображающими море, горы, лес.

Предложите малышу самому взять краски и кисточку и попробовать составить цветовую палитру, которую использовал художник. А можно отправиться на этюды и самому нарисовать, к примеру, осеннее утро, первый снег или зимний закат, используя максимальное количество оттенков одного и того же цвета.

Кстати, такое упражнение не только улучшает цветовосприятие, но и обогащает словарный запас ребенка

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Маленькие дети довольно плохо усваивают абстрактные понятия. Поэтому не стоит спешить с введением в обиход искусствоведческих терминов «натюрморт», пейзаж»  т.д. Важнее научить малыша видеть жанровые отличия. Покажите ребенку несколько картин, выполненных в одном жанре, но стилистически отличающихся друг от друга (к примеру, портреты кисти Шагала, Ренуара и Веласкеса или пейзажи Левитана, Моне и Сезанна) и  предложите, угадать, что между ними общего.

ЖИВЫЕ КАРТИНЫ

Чтобы постичь секреты композиции, взрослые художники копируют шедевры великих мастеров. Но малышу это, конечно,  пока еще не под силу.  А вот воссоздать жанровую сцену или натюрморт в реальности совсем несложно и очень весело. Внимательно рассмотрите вместе с ребенком, как расположены на понравившейся картине предметы, фигуры, драпировки, откуда падает свет. А затем предложите ему  при помощи более или менее похожих предметов (посуды, цветов, тканей, домашней утвари, игрушек и т.д.) «оживить» картину, стараясь максимально точно воссоздать композицию, соблюсти светотень и т.д.

Если детей собралось несколько (например, на детском празднике), они могут разделиться на группы и «загадывать» друг другу картины, принимая нужные позы в наскоро созданном «интерьере»

МУЗЕЙНЫЙ ДЕНЬ

Но, конечно же, слайды и репродукции никогда не могут полностью заменить подлинники. Поэтому стоит с самого раннего детства приучать малыша ходить в музей.

Нужно обязательно объяснить заранее, куда и зачем вы идете, чем хранящиеся в музее подлинники отличаются от репродукций. Понять это поможет нехитрый прием.  Предложите ребенку нарисовать что-нибудь, а затем отсканируйте картинку и распечатайте на принтере и сравните. Малыш без труда поймет, что «оригинал» по качеству заметно превосходит «копию».

Не стоит пытаться за один раз обойти с крохой весь музей. Через десять-пятнадцать минут его восприятие притупится, и он начнет отчаянно скучать и капризничать. Поэтому продумайте заранее, какие именно картины вы хотели бы ему показать. Желательно, чтобы их было не больше пяти-шести, а если ребенок совсем маленький, то и меньше.

Самое лучшее – сделать  малыша не пассивным зрителем, а  активным участником процесса. Например, попросить его найти в зале картины определенной категории (к примеру, все портреты девочек, или изображения кораблей, или картины, на которых нет красного цвета ).

Ну, а если экскурсия удалась, вам, возможно захочется поиграть в музей и дома. Подготовьте вместе с ребенком экспозицию из открыток и репродукций, смастерите рамки или паспарту из бумаги, сделайте подписи к картинам. Отдельно можно оборудовать «зал современного искусства». Угадали, чьи полотна там будут выставлены?