Елена Чернодубровская

 

 

Наши далекие предки, постигнув вначале самые простые истины бытия, постепенно пришли к музыке, придумав на первых порах, деревянные трещотки, раковины — трубы, а уже потом барабаны, бубны. Нет на свете ни одного народа, у которого не было бы своей музыки и который не приобщал бы к ней подрастающее поколение.

Еще для детей древней Эллады пение в хоре было обязательным, а в средние века, подобно династиям ремесленников, возникают династии музыкантов — вспомните знаменитую семью Бахов. И у нас, в России, издавна существовали и традиция хорового пения, и музыкальные династии, и музыка, написанная специально для детей. Вы только представьте себе — незатейливую детскую песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик» пели дети в XVIII веке! И тогда же возникла идея о необходимости детского музыкального воспитания. Были на этом пути удивительные открытия, подобные рождению музыкальной сказки «Городок в табакерке» выдающегося просветителя Владимира Одоевского.

И тем не менее современные папы и мамы нет-нет, да и зададут себе вопрос: а нужна ли их ребенку музыка, если он не собирается стать музыкантом?

…Выдающийся английский общественный деятель XVIII века лорд Честерфилд известен своими «Письмами к сыну», в которых он пытался воспитать его как яркую, значительную личность. Когда их читаешь, то кажется, что лучшего педагога и быть не может, но это пока не знаешь, как все вышло. На самом деле сын не оправдал надежд отца и ничего как личность из себя не представлял. Почему? Предложу свою версию. Посылая сына в Италию, Честерфилд просто заклинает его не увлекаться музыкой. «Умоляю тебя, никакой игры ни на флейте, ни на скрипке…» Его сын имел в детстве все — заботливых отца и мать, лучших учителей, возможность видеть мир, но вырос робким, закомплексованным молодым человеком с плохой дикцией и странными манерами. А может быть, только музыка могла бы облагородить его душу? Не повторяйте ошибок лорда Честерфилда!

Попробую, дорогие родители, ссылаясь на мнения педагогов, психологов и врачей, убедить вас, что музыка — один из главных компонентов полноценного воспитания. Известный психолог А.Пьерон справедливо утверждает, что новорожденный — только потенциальный человек; если его изолировать, он так и не сможет им стать. Значит, новорожденному предстоит научиться быть человеком. А обучение начинается именно при знакомстве с миром звуков, с речью и музыкой. И при этом никто не задумывается, нужно ли учить его говорить. А вот учить музыке…

Но знаете ли вы мнение врачей о том, что пение благотворно влияет на развитие носоглотки, а игра на духовых инструментах улучшает состояние легких и бронхов? Сейчас специалисты наблюдают группу детей-астматиков, занимающихся по классу трубы. Исследования еще не закончены, но полученные результаты вселяют в родителей надежду на выздоровление сыновей. Педагоги и психологи отмечают собранность, умение ладить со сверстниками и повышенное чувство ответственности у ребят, поющих в хоре или играющих в оркестре.

Еще музыка прекрасно способствует развитию речи у детей. Известна методика уругвайского педагога Альсиры Легаспи де Арисменди, разработавшего систему фонетических упражнений для правильного овладения родным языком. Материалом служили музыкальные игры и песни, где многократно повторялись трудные звуки и сочетания. Результат получился отличный: у всех без исключения детей было поставлено правильное произношение и правильное дыхание.

Те родители, которых заинтересовала наша информация, конечно же, спросят о том, когда же лучше начинать занятия музыкой?

Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори считала дошкольный возраст «самым впечатлительным». Вот тогда-то и надо начинать. А поскольку большинство наших детей ходят в детский сад, давайте поговорим о плюсах и минусах тамошних музыкальных уроков.

Главным минусом детсадовских занятий остается «прикладной» подход к классической музыке. Как это выглядит? Звучит отрывок из Оксфордской симфонии Гайдна. Дети под музыку первого предложения бегут по кругу в одну сторону; на музыку второго предложения быстро поворачиваются и бегут обратно. В конце второго предложения останавливаются и на две следующие фразы делают хлопки в ритме мелодии: на звуки верхнего регистра — над головой, на звуки нижнего регистра — по коленям. Затем предлагается отрывок из оперы Глинки для игры «в цапли», вальс Шуберта для игры «в мышеловку», а под пьесу Шостаковича «Хороший день» обычно занимаются перестроением с ветками.

Подобные руководства до сих пор в ходу у музыкальных преподавателей детских садов. Главный их недостаток в том, что ребенок привыкает к мысли: бегать под классику можно, а слушать — нет. А происходит это от того, что на протяжении многих лет чувства и мысли великих произведений считались недоступными для детей дошкольного возраста. Если же педагог в вашем детском саду свободен от такого узкого подхода к классике, то, скорее всего, он научит детей немного петь, различать голоса некоторых музыкальных инструментов, даст самое первое представление о ритме, научит двигаться под музыку.

А если вам с детским садом не повезло или ваш малыш получает домашнее воспитание? Тогда познакомить его с музыкой должны родители. Не бойтесь: ввести ребенка в этот волшебный мир вовсе не сложно, потому что тут у вас сразу возникает множество союзников.

Вспомните сначала о детских музыкальных театрах, которые есть и в Москве, и во многих других городах.

А сколько музыки создано специально для детей композиторами-классиками! «Детская симфония» Гайдна порадует маленьких слушателей звучанием игрушечных инструментов, «Детский альбом» Чайковского раскроет маленькому человеку мир его собственной души… Не забудьте и о великолепной музыкальной сказке «Петя и Волк» Прокофьева. Слушая ее, ребенок знакомится с голосами музыкальных инструментов, при этом активно работает его воображение — ведь всех героев надо представить по их голосам!

В общем, дайте своему ребенку возможность услышать музыку, а он уж пусть сам выберет, станет ли она и дальше спутником его жизни.