Ася Штейн

 

В погожий летний денек мы отправляемся в лес. Позади осталась залитая солнцем поляна, и над нами смыкается зеленый коридор  из сосен и берез, бесконечно длинные стволы которых упираются в синеву далекого неба, под ногами упруго пружинит влажная почва, легко шуршат раздвигаемые ветки кустарников, а воздух напоен опьяняющими ароматами грибов, трав, разогретой сосновой смолы. Для городского, не слишком избалованного природой  ребенка поход в лес – это чудо, сродни полету на далекую волшебную планету.

Но к такому походу нужно тщательно подготовиться. Для начала стоит пройти по намеченному маршруту без детей и проверить, насколько он безопасен: нет ли надломленных деревьев, которые могут в любой момент упасть вам на голову, густых кустарников, где могут водиться клещи (особенно опасен орешник и заросли ракиты), болот, оврагов с крутыми склонами, влажных лужаек, заросших высокой травой (здесь можно встретить гадюку). Обратите внимание, не слишком ли много на вашем пути подъемов и спусков, не перегораживают ли дорогу поваленные деревья, перебраться через которые малышу не под силу, нет ли поблизости густых зарослей крапивы или каких-нибудь колючек: забредя туда, кроха может надолго потерять интерес к лесным прогулкам. Выбирайте светлые, уютные участки леса: березовую рощу, сосновый бор, а еще лучше – смешанный лес с разнообразным ландшафтом. А вот в сырой и темный ельник или осиновый лес заходить не стоит: там много комаров и довольно холодно даже в самый жаркий день. Продумайте маршрут так, чтобы он был разнообразным и малыш не заскучал: пусть на пути вам встретятся и заросли малины и разлапистый дуб, по которому так весело лазить, и залитая солнцем полянка, на которой пестреют ромашки, колокольчики и клевер, и заячья нора, притаившаяся под корнями сосны, и говорливый светлый ручеек… Оставьте опознавательные знаки, чтобы не заблудиться, когда отправитесь гулять с малышом. Лучше не делать зарубки на стволах, а повязать на них яркие ленточки: по ним вы легко найдете дорогу и при этом не повредите лесу.

Отправляться в лес лучше с утра, до жары или сразу после дневного сна, чтобы вернуться до наступления сумерек, когда на охоту выходят комары и другие кусачие насекомые. Даже в самую теплю погоду стоит одеть на малыша длинные штанишки и рубашку или футболку с длинными рукавами: так вы защитите его от комаров и, что  особенно важно, от клещей. На ноги оденьте кроссовки или резиновые сапожки – смотря по погоде. На голову – плотно прилегающую кепку или косынку. Если погода влажная, захватите ветровку. Не забудьте смазать малыша специальным детским репеллентом.

Обязательно возьмите с собой питьевую воду. Пить из открытых водоемов, даже из родников, категорически запрещается. Фрукты и овощи тоже вымойте заранее. Прихватите влажные салфетки и туристические сиденья из полиуретана. Можно взять несколько бутербродов и пачку печенья, но не стоит делать из похода в лес мероприятия по приему пищи. Ни под каким видом нельзя разжигать в лесу костры, поэтому спички, чтобы не было соблазна, лучше с собой не брать.

Рассмотрите с малышом разные виды деревьев: сосну, березу, дуб, клен и т.д. Предложите ему поглядеть, какая у них кора ( у березы белая, гладкая, с темными прожилками: у сосны – плотная, морщинистая, покрытая каплями пахучей смолы, у дуба – толстая и шершавая). Завяжите крохе глаза и на ощупь попросите его определить, рядом с каким деревом он стоит. Соберите коллекцию образцов коры, листья и семена разных деревьев. Листья засушите между страницами книги, проложив салфетками или газетой. Семена разложите в ячейки для яиц. Дома можно смастерить лото. Засушенные листья наклейте на разграфленные листы картона. Ведущий показывает семена и предлагает положить их к соответствующему листику. Можно взять для этой игры и кусочки коры. Рассмотрите с ребенком корни дерева, расскажите ему, что с их помощью дерево может пить из земли питательные соки, как сам он – сок через соломинку.  Если вы нашли в лесу пень, покажите малышу, как можно определять возраст дерева по годичным кольцам. Замечательная находка – поваленный древесный ствол. Рассмотрите, как присоединяются к стволу ветки, как они утончаются к вершине. Не поленитесь отодвинуть поваленное дерево. Под ним кипит бурная жизнь: ползают степенные улитки, верткие дождевые черви, между ветвями развесил свои сети паук. Положите на землю лист белой бумаги и немного подождите, пока на него заползет разнообразная живность. При помощи лупы осторожно рассмотрите местных обитателей. Расскажите малышу, кто как называется. Можно попытаться их зарисовать или сфотографировать.

Если вы – страстный грибник, можете приобщать к своему хобби и детей. Только не рассчитывайте, что наберете ведро рыжиков: детям довольно быстро надоедает «тихая охота». Заранее предупредите малыша, что в лесу встречаются ядовитые грибы, которые ни под каким видом нельзя даже брать в руки. Рассмотрите в атласе изображения бледной поганки, мухомора. Покажите и съедобные грибы, которые можно брать беспрепятственно: белые, подберезовики, лисички. Лучше, чтобы дети моложе 5-6 лет не срывали грибы сами, а звали старших: ведь чтобы отравиться, к примеру, бледной поганкой, достаточно просто подержать гриб в руках, а потом пососать палец. Тех, кто постарше, научите аккуратно срезать грибы ножом. Расскажите, что под землей проходит грибница, повредив которую, можно уничтожить целую колонию грибов. Вообще, используйте поход за грибами для того, чтобы расширить кругозор малыша. Расскажите ему, что грибы – это особые организмы, не похожие ни на растения, ни на животные. Если в доме есть заплесневелый хлеб, обратите внимание ребенка на плесень и скажите, что эти противные зеленые штучки –  близкие родственники его любимых боровиков и лисичек. Найдите и рассмотрите на стволе березы древесный гриб – чагу. Покажите малышу пластинки на шляпке гриба (например, лисички или сыроежки), между которыми образуются споры, при помощи которых грибы размножаются. Если ваш лес не пользуется пристальным вниманием грибников, выберите в укромном местечке грибок-малютку и понаблюдайте в течение нескольких дней, как он будет расти. Можно даже воткнуть рядом грибом палочку и делать на ней специальные зарубки. Любителям экспериментов можно предложить сравнить рост двух грибов. Например, один растет в низинке, другой на пригорке. Или один – подберезовик, другой – сыроежка.  , Не спешите выбрасывать червивый гриб, лучше рассмотрите при помощи лупы его обитателей. Часто на грибе можно встретить и упитанного слизняка, с аппетитом уплетающего крепкую шляпку. Осторожно посадите его на руку или листик и разглядите в лупу. Спросите малыша, почему так называются подосиновики и подберезовики. Расскажите, что грибы и деревья, у корней которых они растут, помогают друг другу. Если крохе нравятся красивые редкие слова, скажите ему, что это называется симбиоз.

Экскурсии в малинник или заросли черники обычно привлекают детей больше, чем поиски грибов. Ведь грибы еще нужно нести домой и готовить, а вкусные ягоды можно есть не отходя от куста. Но ягоды можно не только с аппетитом отправлять одну за другой в рот, но и нанизывать на тоненькие соломинки. Это не так-то просто: пальчики должны быть ловкими и умелыми, чтобы точно насадить ягодку на травинку, не помяв и не испортив ее. Собранные  и нанизанные ягоды можно пересчитать и сравнить, у кого больше. Во время экскурсии за ягодами можно узнать и увидеть немало интересного. Ведь только собирая землянику, можно разглядеть мир с точки зрения маленького жучка: заглядывая под бархатистые трилистнички, видишь вокруг тоненькие травинки, деловито спешащих куда-то букашек, муравьев, которые усердно тащат к себе домой какую-то ценную добычу. На земляничной полянке можно одновременно встретить и поспевшие алые ягоды, и зеленые, только-только завязавшиеся, и цветы, и бутоны, и уже засохшие плоды, из которых падают на землю семена. Малыш воочию может увидеть, какие этапы проходит за свою жизнь растение, от цветка до семени. Если на цветок присела бабочка или пчела, покажите их крохе, расскажите ему, как бабочки и пчелы помогают цветам и одновременно сами получают от них пользу (растения опыляются, а насекомые питаются сладким нектаром и пыльцой). С почтительного расстояния рассмотрите пчелу, расскажите малышу, как интересно устроен пчелиный дом, как трудолюбивые пчелы каплю за каплей приносят в улей нектар и пыльцу и делают из них вкусный и сладкий мед.

Если вам удалось донести до дому хотя бы часть урожая ягод, можно вместе с малышом приготовить варенье. Даже трехлетний может отмерить необходимое количество ягод и сахарного песка, тщательно перемешать все это (очень полезно для развития мелкой моторики!) и разлить готовое варенье по простерилизованным вами банкам. Сделайте красивые этикетки  и спрячьте банки в холодильник. А в какой-нибудь ненастный зимний вечер вы достанете нарядную баночку,  откроете ее, и оттуда повеет ароматами летнего леса, и малыш сразу вспомнит солнечный летний денек, исцарапанные в малиннике ноги, пальцы, перепачканные сладкой массой, а заодно и все то, что он узнал тогда, чему научился в лесу.