Ася Штейн

 

Начинается март. И хотя солнышко все чаще появляется на небосклоне, а воздух пахнет чем-то особенным, веселым и пряным, весна еще нескоро по-настоящему вступит в свои права: пухлые сугробы пока еще и не думают таять, а растения под ними по-прежнему спят крепким сном. Ну что же, пока природа просыпается, мы устроим свою маленькую домашнюю весну. Как? Да очень просто!  Наломаем веточек и расставим их в кувшины, накупим в цветочном магазине всевозможных семян — и вот уже на подоконнике не март, а май в разгаре: лопаются клейкие почки, распускаются крокусы и гиацинты, тянут к солнышку нежные побеги салат и фасоль. Сколько будет радости, когда появится первый крохотный листочек, раскроется первый бутон!…

Но игры с растениями не только создают хорошее настроение. Они еще и очень полезны: учат заботиться о тех, кто не может сделать этого сам, дают представление о ходе времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться сравнивать цвет, форму, объем, способствуют развитию речи.

Приходите в гости, веточки!

Во время прогулки осторожно срежьте по несколько веточек тополя, березы, ясеня, липы. Дома внимательно рассмотрите своих «гостей». Предложите малышу пощупать веточки, понюхать их. Все ли они одинаковые? Нет! У один кора толще, у других — тоньше, да и цвет отличается, и запах. Расскажите крохе, как отличить их одну от другой, скажите, как какая называется. Если у вас есть подходящая книжка или набор карточек, рассмотрите изображения деревьев, веточки которых вы взяли. Можно завязать малышу глаза и предложить на ощупь или по запаху определить, веточку какого дерева он держит. А что это за маленькие темные комочки на ветках? Это почки: колыбельки, в которых спят крошечные листочки. А ведь почки-то тоже, оказывается, разные! Тополиные — клейкие и душистые, крупные, золотистые; березовые — маленькие, темно-серые, твердые… А ясеневые? А липовые?

Хочешь, попробуем разбудить листочки, которые спят в почках? Тогда — за дело! Расставляем веточки в бутылки с водой и ждем, что будет. Можно поэкспериментировать: поставить одни бутылки ближе к свету, а другие — подальше от него, в некоторые подливать теплую воду, а в другие — холодную, в одни добавлять понемногу сахар, а другие — нет. Пусть малыш понаблюдает, на каких веточках листочки появятся раньше, а на каких — позже, где будут крупнее, а где — мельче.  Для «чистоты эксперимента» очень важно, чтобы у вас было по паре веточек каждого вида (одна растет в более комфортных, а другая — в менее комфортных условиях).

Кто в семечке живет?

Ну, а пока наши веточки просыпаются на окошке, запасемся семенами! Нам подойдут семена, которые прорастают очень быстро: ведь у трех-четырехлетнего ребенка не хватит терпения ждать целый месяц, пока появятся всходы. Для наших целей подойдет фасоль, горох, семена подсолнечника, овса. Салат-латук появляется быстрее всего: через 4-5 дней уже можно собирать урожай. Заодно приобретите в цветочном магазине все необходимое для работы: хорошую землю, керамзит, лейку, набор крошечных инструментов для ухода за комнатными растениями: они придутся как раз по руке вашему «садоводу». Хорошо бы купить и лупу, чтобы разглядывать растения и их части.

Предложите малышу рассмотреть семена. Спросите, одинаковы ли все семена. Пусть малыш покажет большое семечко (фасоль) и маленькое (подсолнечник), круглое (горох) и продолговатое (овес). Покажите малышу луковицу и головку чеснока и скажите, что, хотя это и не семена, внутри тоже прячется росток. Замочите зернышко фасоли или подсолнуха в воде, когда оно набухнет, аккуратно разрежьте его пополам и с помощью лупы рассмотрите крошечный росточек.

Выйди, выйди, солнышко, мы посеем зернышко!

Итак, начинаем наши посадочные работы! Сперва выучим волшебный стишок, «заклинание», которое поможет нашему садику побыстрее расти:

Выйди, выйди, солнышко
Мы посеем зернышко.
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток.
Перекинется мосток.
По мосточку пойдем,
В гости к солнышку придем.

Можно, конечно, обойтись и без заклинания, но ведь так — гораздо интереснее и таинственнее!

Вершки и корешки

Для начала попробуем вырастить фасоль. А чтобы было интереснее наблюдать за развитием и ростом, посадим ее не в горшок, а в стеклянную банку.

  1. Ополосните банку холодной водой.
  2. Вылейте воду, но банку не вытирайте.
  3. В банку вертикально вставьте стопку бумажных салфеток, свернутых трубочкой. Лучше, чтобы салфетки были контрастного цвета, например, красные или желтые.
  4. Между стенкой банки и салфеткой поместите несколько фасолинок.
  5. Смочите салфетки небольшим количеством воды и следите, чтобы они постоянно оставались влажными.

Через несколько дней из фасолинки проклюнется маленький белесый «червячок». Малыш, конечно, подумает, что это — росток. Нет-нет! Пока что это — только корешок. Он начинает тянуть воду, помогая растеньицу расти и развиваться. Ну, а уж еще через пару дней появится на свет и первый листик. То-то будет радости! Теперь можно каждый день измерять, насколько выросла фасоль. Детям постарше будет интересно делать это при помощи линейки и записывать результаты в специальный дневничок. Ну, а самые маленькие могут измерять длину растения при помощи собственных ручек: вчера был росток с ноготок, а сегодня уже с пальчик, а завтра вырастет с ладошку…

Если вы хотите, чтобы фасолевый куст рос у вас долго, то, кода он достигнет сантиметров десяти, стоит пересадит его в горшок с землей. Тогда, возможно, вам удастся дождаться появления стручков и даже снять урожай!

Зеленые фигуры

Любого малыша приведут в восторг зеленые фигуры, выращенные из кресс-салата. Сделать их проще простого. Возьмите стопку бумажных салфеток, положите их на поддон и хорошенько намочите, чтобы салфетки пропитались насквозь. Сверху положите формочки для печенья острой стороной вниз. Чайной ложкой аккуратно насыпьте семена внутрь каждой формочки. Внимание! Очень важно, чтобы семена не просыпались вокруг, иначе ничего не получится! Аккуратно снимите формочки, сохранив узоры из семян. Поливайте каждый день из ложки, стараясь не замочить семена. Представьте себе удивление и радость малыша, когда через пару дней он обнаружит маленький газончик в форме сердечка, бабочки или рыбки! Когда салат вырастет с ваш мизинец, можно собрать урожай и съесть его. Такие же фигурки можно вырастить и из других трав, например, из овса. Только в этом стоит сажать семена в землю, а формочки не убирать.

Голова садовая!

А вот и настоящая садовая скульптура! Купите  семена газонной травы. В кружку вставьте старый яркий носок. Как следует смочите его. На дно насыпьте семена и равномерно их там распределите. Сверху засыпьте землю. Тщательно завяжите отверстие, а еще лучше — зашейте толстой крепкой ниткой. Лишнее отрежьте. Тщательно полейте носок, дайте стечь воде. Затем переверните и поставьте в блюдце с водой. Пришейте или нарисуйте несмываемыми красками нос, рот, глазки. Поставьте в теплое место и следите, чтобы макушка все время была увлажненной. Через несколько дней на макушке вашего существа начнут расти самые настоящие зеленые волосы. Не угодно ли в парикмахерскую? Мы сделаем вам прическу на любой вкус! С таким веселым приятелем и прихода настоящей весны ждать не скучно!

Листок и его дети

Возьмите листок бегонии или фиалки и переверните его жилками кверху. На пересечении жилок сделайте маленькие надрезы острым лезвием. Положите листок на влажную салфетку и прикройте стеклом. Поставьте в теплое светлое место и регулярно поливайте. Через несколько дней их жилок начнут расти крохотные «детки»-листочки. Рассмотрите их в лупу. Когда растеньица чуть-чуть подрастут и окрепнут, их можно будет пересадить в землю.

Зеленые стрелы

Возьмите головку лука, налейте в маленькую баночку (например, из-под детского питания) воду и поставьте на нее сверху луковицу так, чтобы она касалась воды. Через пару дней появятся корешки, которые начнут жадно пить воду. Если луковица плотно закрывает баночку и вода не выпаривается, попробуйте замерить, сколько луковка выпивает за день. Поставьте на банку метку фломастером. Обратите внимание малыша, что, чем выше становится растение, тем больше ему требуется воды. А еще через пару дней появятся и зеленые ростки, которые называются стрелы. Обязательно спросите малыша, знает ли он еще какие-то значения слов «лук» и «стрелы». Попробуйте вместе вспомнить, какие еще есть слова, у которых несколько значений.

Островки в океане

Обрежьте верхушки у морковки, репки, свеклы. Налейте в мелкое блюдо немного холодной воды, так, чтобы она не покрывала верхушки корнеплодов. Поставьте блюдо на подоконник и каждый день подливайте воду. Через несколько дней появится ботва. Теперь  кусочки корнеплодов будут напоминать тропические острова, покрытые буйной растительностью. Снаряжаем кораблик из скорлупки и  — в плавание!

Что как называется

Рассмотрите, как устроены растения в вашем саду. Расскажите малышу, как называются их части (корни, листья, цветы, плоды, семена), объясните, зачем они нужны. Обратите внимание на особенные названия: у лука не листья, а стрелы, у корнеплодов — ботва; у злаков семена находятся в колосьях, лук и чеснок растут из луковиц, картофель — из клубней.

Какого цвета листья?

Конечно, зеленого! А если точнее? Понаблюдайте, какой оттенок имеют листья подсолнуха, мяты, зеленого лука, салата. Пусть малыш определит, какое растение темнее, а какое светлее. Научите малыша находить изумрудный, салатный, болотный, травянистый оттенок зеленого. Аккуратно сорвите листик и рассмотрите его в лупу или в детский микроскоп, поглядите на его прожилки, обратите внимание малыша, как различается форма листьев.

Ну и что, что за окном холодно и сыро, что сугробы и не думают таять, а деревья тянут к небу голые, черные ветки? У нас на подоконнике — цветет настоящий весенний сад!