Ася Штейн

 

Сегодня заботливые родители, интересующиеся ранним развитием, стремятся познакомить своих детей с азами «фундаментальных» наук едва ли не в колыбели. И в почетном списке «приоритетных направлений» география занимает одно из главных мест. Нередко можно встретить пятилетнего малыша, который бойко перечислит вам названия европейских столиц, покажет на карте Тихий и Атлантический океаны, Северный и Южный полюс… Родители горды, бабушки и дедушки умилены, друзья и знакомые в восхищении: в доме растет чудо-ребенок. Но если побеседовать с малышом поподробнее, то, как правило, выясняется, что он с трудом представляет себе, где на самом деле, а не на карте полушарий находятся города и страны, названия которых он так хорошо запомнил.

В силу особенностей детского мышления, принципиально отличающегося от мышления взрослых, маленький ребенок может понять и представить себе лишь то, что напрямую связано с его личным опытом. Поэтому «Голландия», в которой он никогда не был, для него не более реальна, чем Изумрудный город или Нарния. Даже наоборот, слушая захватывающую сказку, сопереживая героям, рассматривая красочные иллюстрации, он словно растворяется в повествовании, отождествляет себя с любимыми персонажами и как будто въяве совершает вместе с ними удивительные путешествия по дорогам Сказки.

Но ведь нередко сказочные герои путешествуют и в реальном пространстве, посещают места, которые легко отыскать на самой обыкновенной карте полушарий. Этим-то и стоит воспользоваться!

Едва ли не первое «произведение крупной формы», с которым знакомится любой русскоязычный ребенок — это «Доктор Айболит». А он, как известно, отправился лечить зверей в Африку. Что же это за таинственная Африка?..

Вот вам и отличный повод для первого знакомства с географической картой! Совершенно незачем пускаться сейчас в пространные объяснения о том, что такое географическая карта, каким именно образом запечатлены на ней океаны и континенты. Достаточно просто сказать, что на карте нарисованы разные страны. Но на самом деле они гораздо больше, чем на картинке: ведь и он сам на фотографии выглядит маленьким-маленьким! Найдите на карте Африку, Проследите, как именно плыл Айболит навстречу своим пациентам. Будет совсем здорово, если все этапы маршрута будут проиллюстрированы подходящими картинками. Кстати, вы сами знаете, где жил знаменитый доктор? В маленьком итальянском городке Пьемонте, на берегу Средиземного моря. Оттуда и начнется наше путешествие. Подберите картинки с изображениями животных, которые здесь обитают (конечно же, в первую очередь воспользуйтесь списком зверей, которых вылечил Айболит, но потом можно рассмотреть и тех, кого не поразила страшная болезнь!). А какие здесь растут растения? Оказывается, они тоже совсем не похожи на наши! Почему? Да потому, что в Африке очень жарко, гораздо жарче, чем у нас летом. А снега здесь вообще никогда не бывает! Ах, бедные-бедные африканские детки! Они никогда не играли в снежки, не лепили снеговиков!

Точно также можно проследить, по какому маршруту летел на Север Нильс с дикими гусями, а Дюймовочка с ласточкой — в Грецию, откуда прибыла в сказочный Лес Кенга с крошкой Ру. Отличный материал для знакомства с Индией — сказки Киплинга.

Не стоит только уподобляться героине рассказа Виктора Драгунского «Тиха украинская ночь», учительнице географии, которую попросили заменить приболевшую «литераторшу».  Разбирая с детьми стихотворение Пушкина «Тиха украинская ночь», она блестяще проанализировала климатические и географические особенности Украины, но при этом прелесть стихотворения оказалась безвозвратно утерянной. Все-таки в первую очередь детская книга должна учить ребенка добру, любви сопереживанию, и уж только потом — служить источником сведений об окружающем мире.

В последнее время стали очень популярными «детские» карты, где на материках и океанах изображены животные и растения, которые обитают в соответствующей местности, люди в национальных костюмах. На самом деле, польза от этих карт невелика: обилие картинок лишь отвлекает ребенка от изучения азов географии. А вот сделать такую карту самостоятельно, наоборот, очень полезно! В книжных магазинах  часто встречаются альбомы с наклейками, довольно реалистично изображающими представителей флоры и фауны разных континентов. На худой конец, можно вырезать подходящие картинки из детского географического атласа. Возьмите обычную ученическую карту полушарий достаточно большого размера. Вместе с малышом наклейте их на соответствующие материки. Делать это нужно не в один день, а постепенно, по мере знакомства крохи с нашей планетой. Такая карта может стать настоящим украшением детской и незаменимым учебным пособием.

Другую карту, тоже достаточно большую, наклейте на ватман или картон и разрежьте на части, получится географический паззл. Сначала части должны быть очень крупными — каждая соответствовать материку или океану, затем можно разрезать их на более мелкие части.

Когда малыш получше познакомится с очертаниями материков и океанов, можно придумывать различные маршруты путешествий: на кораблике, на поезде, на верблюде… Параллельно можно рассматривать картинки с видами и обитателями тех мест, которые вы «проезжаете».

Конечно же, интереснее всего детям узнавать, как живут другие дети, их сверстники. Поэтому обязательно рассказывайте ребенку не только о природе и  различных достопримечательностях дальних стран, но и том, как там одеваются, во что играют дети, что едят, как спят. Тут уж, конечно, не обойтись без подходящих картинок. Больше всего их в Интернете, но можно подписаться на качественный глянцевый журнал: «Вокруг света», «Geo», «National Geografic».

Но все же, до определенного возраста все то, что вы будете рассказывать крохе о странах и континентах будет не более чем еще одной сказкой, не менее удивительной и прекрасной, чем, к примеру история о Мумми-троллях или Алисе в стране чудес.

Но у вас есть масса возможностей познакомить малыша с географией, опираясь на его реальный жизненный опыт. Ведь география — это наука о мире вокруг нас! И вовсе не обязательно отправляться в туристическую поездку. Достаточно ближайшего леса, озера, речки, оврага, холма.

Научите малыша определять стороны света. С северной стороны стволы деревьев гуще зарастают мхом  и лишайниками, а с южной любят строить свои жилища муравьи. На южном склоне оврага алеют среди бархатистой зелени аппетитные землянички, а на тенистом северном — глянцево поблескивает иссиня-черная черника. Если долго-долго идти на север, то придешь в те края, где обитают северные олени и полярные медведи. А отправившись на юг, попадешь в край веселых негритят и длинношеих золотистых  жирафов.

На открытой местности, в поле, на берегу моря или реки полюбуйтесь на закат и восход солнца: это самый красноречивый способ определить, где восток, а где запад.  Можно устроить маленькую фото-сессию. Сделайте целый цикл снимков, фиксируя солнце на разной высоте над уровнем горизонта. Если у вас цифровой фотоаппарат, вы можете просмотреть снимки в слайдовом режиме. Меняйте кадры сначала медленно, чтобы малыш мог хорошо все рассмотреть, а потом попробуйте их очень быстро, тогда будет казаться, что солнце движется. Если цифровой камеры нету, снимите закат на слайдовую пленку и прокрутите ее через обычный диапроектор. Объясните малышу, что земля — это шар, который подставляет солнышку то один бочок, то другой, и на ваших снимках как раз видно, как это происходит.

Если вам посчастливится отыскать в лесу родник, обязательно отправьтесь вместе с ним в маленькое путешествие. Вот ручеек встретился с еще одним, таким же тоненьким и звонким. И вместе они побежали дальше. Постепенно ручей становится шире и, наконец, впадает в речку. А теперь покажите малышу на карте соответствующего масштаба эту речку, проследите ее путь до большой реки и еще дальше, пока она не впадет в море. Расскажите ему, что такое исток и устье, предложите подумать, почему сначала  речушка была совсем узенькой и мелкой, а потом стала шире и глубже.  Теперь кроха сумеет соотнести голубую ниточку на карте со студеной струйкой воды в чаще леса, с топким, поросшим осокой берегом, с маленьким, залитым ярким солнцем песчаным пляжиком, где так весело было загорать и плескаться.

Точно также можно разыскать на карте или плане местности и другие объекты ваших летних прогулок: от домика в дачном поселке до дальнего леса или большого оврага…

Если вы много путешествуете, можно сделать «немую» карту, на которой будут нанесены только очертания материков и постепенно заполняйте ее вместе с малышом, обозначая те места, в которых он уже побывал (соответственно, понадобятся как минимум две разных карты: мира и России). Вот наш город, а вот — Суздаль, куда мы ездили на выходные, а это — Ока, по которой мы плавали на теплоходике, а это — Крит, где мы провели летние каникулы, а сюда, в Лондон, ездил по работе папа, а здесь, в маленьком городке на юге России, живет наша бабушка, у которой мы гостили весной… Найдите в журналах или атласах маленькие картинки, которые будут ассоциироваться у малыша с той или иной местностью (причем, совершенно необязательно, что это будут «канонические» туристические объекты. возможно малыша больше всего поразит что-то совсем иное). Еще лучше будет, если вы нарисуете подходящие картинки сами. Приклейте их на карту в нужном месте и разборчиво напишите, как оно называется. Это полезно сделать, даже если ребенок еще не умеет читать. Так постепенно немая карта будет заполняться и оживать, наполняясь вашими совместными с малышом впечатлениями, вашим совместным опытом. И, показывая на ней ту или иную точку, малыш действительно будет знать, о чем он говорит.

Ну, а для того, чтобы узнать, как называется столица Тайланда и где находится самая высокая точка земного шара,  у вашего чада будет еще  много-много школьных лет.