Ася Штейн

 

К сожалению, большинство родителей не особенно печалится по поводу того, что дошкольники не хотят читать самостоятельно, да и чтение вслух слушают неохотно, предпочитая книгам мультики.

«Ничего, –  успокаивают они себя – пойдет в школу, научится читать, вот и полюбит книжки». Но именно уроки чтения и литературы относятся у школьников к числу самых нелюбимых. В этом единодушны лоботрясы и отличники, те, кого надо засаживать за книгу с ремнем и пылкие книгочеи. Взрослые сокрушенно вспоминают, что произведения, которые они не успели прочитать до того, как их начали «проходить» в школе, оказались потерянными для них на долгие годы, а то и навсегда.

Едва первоклашки худо-бедно освоят грамоту, их начинают обучать литературному анализу. «Кто является главным героем произведения?», «Какие слова использует автор для описания злой колдуньи?» «Какой урок вынесли мы из этого рассказа?».  Подобными вопросами пестрят все учебники литературы для младших классов, встречаются такие «перлы» и в хрестоматиях для дошколят. Но подобный подход предполагает, что ребенок будет как бы глядеть на литературное произведение «извне», как будто со стороны; а значит, абсолютно не учитываются особенности детского мышления.

Для маленького ребенка литературное произведение  – это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в Заюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

Чтобы научиться любить чтение по рецептам методистов Министерства образования, малыш должен покинуть свой волшебный мир. Ведь разве можно хладнокровно описать злоключения своих друзей: Аленушки и братца Иванушки, Кая и Герды, Буратино и Мальвины,  равнодушно рассказать о том, какие приемы использовал автор для создания образов их врагов: Бабы– Яги или Снежной Королевы, Кощея Бессмертного или Карабаса-Барабаса, спокойно извлечь поучительный урок из несчастий любимых героев вместо того, чтобы с замиранием сердца гадать: спасется ли Мальчик– с– Пальчик? Сумеет ли Герда вызволить Кая из царства Снежной Королевы?…

Совсем другое дело, если просто анализируешь текст, оставаясь сторонним наблюдателем. Правда, при этом малыш из веселого, непосредственного фантазера превратится в холодноватого, равнодушного к чужим страданиям маленького «старичка», а чтение из веселой, захватывающей игры –  в постылый урок, «чтение». Но детская психика хорошо защищена, ребенок стремится избежать такого насилия над собой, и в итоге большинство детей всеми правдами и неправдами стараются читать поменьше, во всяком случае, по программе. В результате любовь к чтению сохраняют лишь те, кто научился читать и полюбил книгу еще в раннем детстве. А значит, родители должны приложить все усилия, чтобы с самого нежного возраста главное место в жизни малыша занимало чтение, а не мультсериалы и компьютерные ходилки-стрелялки.

В режиме реального времени

Ну, а как же быть с текстовым мышлением, без которого абсолютно невозможно никакое обучение? Его, конечно же, тоже необходимо развивать еще до школы. «Внешний» анализ произведения, принятый официальной педагогикой – вовсе не единственный путь. Вместо того, чтобы вырывать малыша из игрового пространства текста, попробуйте погрузиться туда вместе с ним.

Занятия можно начинать, когда ребенок начнет активно говорить, то есть, примерно в два с половиной –  три года. Для начала возьмите хорошо знакомую малышу, недлинную сказку. Чем старше он будет становиться, тем длиннее и сложнее будут тексты. Предложите малышу поиграть. Вместе смастерите кукол. Это могут быть пальчиковые куклы из старой перчатки, куклы– петрушки, марионетки или даже просто картинки, нарисованные на картоне и аккуратно вырезанные по контуру. Обустройте игровую среду: при помощи расписанных гуашью старых обоев или ветхого пододеяльника, да нехитрого реквизита из любого подручного материала (пластиковые банки и бутылки, коробки от обуви и пакеты из– под молока) можно создать отличные декорации. Если ребенок любит уединенные игры в укромном уголке, предложите ему расположиться под столом или в платяном шкафу; робкие и застенчивые, возможно, предпочтут спрятаться за ширмой: здесь они будут чувствовать себя защищенными и станут меньше стесняться; ну, а тем, кто привык играть с размахом, понравится идея превратить в сказочный мир целую комнату, или, если действие сказки происходит в лесу, о отправиться на пикник и попробовать разыграть историю о Маше и медведе или Мальчике– с– пальчик в режиме реального времени.

Предложите ребенку рассказать сказку при помощи кукол от лица разных персонажей; к примеру, вы будете рассказывать за Красную Шапочку, а малыш представит себе, как выглядят те же самые события с точки зрения бабушки, волка или охотника.

Попробуйте придумать каждому герою «биографию»: подумайте,  откуда могла прийти в Волшебный Лес Кенга с крошкой Ру, почему Тигра не любил ничего, кроме рыбьего жира, исправился ли со временем характер у ослика Иа.

А можно попытаться сочинить свои варианты развития сюжета: что было бы, если бы бабушка не открыла волку дверь, как сложилась бы судьба Дюймовочки, выйди она замуж за жука или крота, какие приключения ждали бы Буратино, не убеги он от Мальвины.

О ремонте пряничного домика и пользе путешествий на гусе

Если игра увлекла ребенка, попробуйте использовать ее во время других занятий:

  • математика – придумайте веселые задачи про своих любимых героев: посчитайте, сколько было пирожков у Красной Шапочки и сколько зубов сломал волк, пока ел бабушку, вычислите длину носа у Буратино, узнайте, сколько пряников понадобится Бабе Яге для ремонта пряничного домика после побега сестрицы Аленушки и братца Иванушки или рассчитайте периметр домика Карлсона. Из деталей какой-нибудь головоломки (к примеру, «сложи квадрат» или «танграм») попробуйте вместе с Каем сложить слово «вечность».
  • русский язык – сочините смешные диктанты, где будут рассказываться новые подробности из жизни ваших старых знакомых.
  • география – попробуйте определить, через какие климатические пояса пришлось пройти Герде, пока она искала Кая;  проследите по карте маршрут яхты «Беда».
  • естествознание –  посмотрите, через какие природные зоны летела Дюймовочка на ласточке и Нильс на гусе. Определите, какова экосистема леса, где жили Лиса и Заяц и чем она отличается от экосистемы болота, на котором обитали Журавль и Цапля. Посетите зоологический музей и поищите там обитателей терема-Теремка или зверей, которых вылечил доктор Айболит.

Продолжительность таких игр может быть разной, все зависит от возраста и  интереса малыша. Самые крохотные вряд ли увлекутся больше, чем на один день, а пяти- шестилетний может несколько недель бредить полюбившейся ему книгой. Будьте внимательны: нужно закончить игру раньше, чем она надоест малышу. Возможно, вы почувствуете, что ребенок вообще не хочет впускать вас в свой сказочный мир. Не настаивайте. Общение с книгой – процесс крайне интимный, и, не вовремя вторгнувшись в него, вы только навредите малышу: он почувствует неловкость, смутится, замкнется в себе.

Проигрывая сюжет в разных плоскостях, углубляя свое видение книги, ребенок научится понимать и чувствовать текст, разовьет речь и память. Все это станет залогом его успешной учебы. Но главное, малыш не утратит своей искренности и непосредственности и навсегда сохранит искреннюю, радостную любовь к книге.