Инна Кабыш

 

Дожили!.. Приходит ко мне мама моего ученика, лет эдак тридцати-сорока, то есть поколения «перееханных перестройкой», и вполне серьёзно спрашивает:

– Зачем вы задали детям учить такое длинное стихотворение?
(Имеется в виду лермонтовское «Бородино»).

Вопрос, конечно, интересный.
Всё равно что: зачем Толстой написал такой большой роман «Война и мир».

Я, конечно, могу ответить насчёт «Бородина», но, думается, маму интересует не столько его длина, сколько целесообразность заучивания стихов вообще.

Действительно, зачем заставлять детей учить стихи?
Зачем таблицу умножения – понятно, зачем неправильные английские глаголы – тоже, зачем « Бородино» и иже с ним – вопрос.
Таблица умножения и английские глаголы – вещи полезные, которые сплошь и рядом могут пригодиться в жизни.

А стихи?

У автора «Бородина» – в другом стихотворении – есть такие строки:

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть (курсив мой). 

Оказывается, стихи (а молитва – это стихи) тоже могут пригодиться в жизни, но в особую, «трудную» минуту.
И горе тому, кто в такую минуту не сможет вспомнить заблаговременно выученного стихотворения, как это случилось с героем известной сказки:

«Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения».

Снежная королева увезла Кая в свои чертоги, и тогда (хотя, напомним, Кай знал «все четыре действия арифметики, да ещё с дробями», а также «сколько в каждой стране жителей») он вдруг понял, что «он в самом деле знает мало», то есть осознал свою слабость.

Отдавая детей во всевозможные спортивные секции и спецшколы, родители всячески стараются укрепить тело и ум ребёнка (и это правильно), но, смею напомнить, что стихи укрепляют третью составляющую человека – душу.

Стихи «строят» душу по законам гармонии, то есть делают её красивее, а значит, сильнее, потому что красота – это страшная сила.

Вслед за героем одной то ли детской, то ли взрослой книжки так и хочется на вопрос, зачем детям учить стихи, ответить: «Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

В своей Нобелевской лекции А. Солженицын писал: «…триединство Истины, Добра и Красоты – не просто парадная обветшалая формула… Если вершины этих трёх дерев сходятся…
то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются в то же самое место и так выполнят работу за всех трёх?»

Стихи, то есть воплощённая в Слове Красота, учат Добру, точнее, сами являются Добром, впитываемым ребёнком:

… и милость к падшим
призывал…
и зверьё, как братьев
наших меньших,

никогда не бил по голове…
но всё в себя вмещает человек,
который любит мир
и верит в Бога… 

В форме стихов в ребёнка входят Истины, трудновмещаемые в рациональном изложении:

…Бог есть любовь,
нет уз святее товарищества…
и пораженье от победы
ты сам не должен отличать… 

Как с молоком матери в ребёнка входят гены матери, так со стихами в него входит культурный код Родины:

Москва… как много
в этом звуке (курсив мой)
Для сердца русского слилось! 

Москва – больше чем город, Москва – звук, передаваемый из уст в уста от поколения к поколению. И хорошо бы, если бы стихи детям читали родители, та же мама, например.

Потому что полученное от родного человека обладает для ребёнка большей убедительностью, ведь когда стихи читает мама, она как бы говорит:

На (в смысле «возьми») – из уст, – а всё самое главное в жизни человек должен получать из первых уст.