Екатерина Асонова

 

Несколько лет назад по случаю юбилея Андерсена озадачилась я написать что-нибудь о нем. Почитала книжки, начирикала что-то вроде биографического очерка и пришла в полный восторг: история становления великого сказочника — это ж учебник по детской психологии. Г.-Х. Андерсен (2.04.1805 – 4.08.1875)
Родился Андерсен в 1805 году в датском городе Оденсе на острове Фюн. Был единственным сыном своих родителей. Мать была простой женщиной, без всякого образования, с нежным и любящим сердцем. Отец был сапожником, но всю свою жизнь сожалел, что не смог получить образования. Любимым его занятием было чтение вслух, кроме того, он охотно мастерил игрушки, рисовал и вырезал картинки для сына. Летом он часто брал мальчика с собой в лес, где проводил многие часы, погруженный в размышления.

Первые книги, которые он читал Гансу, были басни Лафонтена, комедии датского писателя Хольберга и сказки из «Тысячи и одной ночи». И мать, и отец нежно любили сына и позволяли делать все, что ему хотелось, но от него не происходило никаких неудобств. Унаследовав от отца мечтательный и вдумчивый нрав, мальчик был мягок и тих, как девочка. Играл он постоянно один, причем фантазия его работала неутомимо. Склонность к мечтательности развилась в нем еще сильнее под влиянием обстановки: старинный городок, где он родился и жил в детстве, сохранял до того времени средневековые обычаи, праздники, оригинальные процессии, что не могло не действовать на воображение такого впечатлительного ребенка. Но еще больше нравились мальчику длинные сказки, которые рассказывала ему бабушка и другие пожилые люди. Неизгладимый отпечаток, оставили в душе маленького Ганса и суеверные страхи его матери. Так, она рассказала ему все страшные сказки, связанные с появлением кометы в 1811 году, тогда как отца Андерсена все считали безбожником, так как он объяснял всем происхождение кометы, стараясь развеять суеверные страхи жены и соседей. Спокойствие и тихий нрав мать приписывала благонравию Ганса, а мальчик ее все чаще уносился в роскошное царство своей фантазии. Вообще он был странный ребенок, не похожий на обыкновенных детей, что не мешало ему быть очень счастливым. По целым часам он занимался своими игрушками, которые делал ему отец. Особенно любил шить платья своим многочисленным куклам.

Андерсен был очень мал, когда родители в первый раз повели его в театр. Увидев множество народу, мальчик сказал: «Если бы у нас было столько бочек масла, сколько здесь людей, вот уж я бы поел». Довольно практичное замечание для такого мечтателя. И хотя первое посещение театра не произвело на мальчика никакого впечатления, скоро театр стал для Андерсена любимым местом и оставался таковым всю жизнь.

Первые писательские опыты Андерсена были связаны также с театром, с именем Шекспира. Познакомившись однажды с творчеством великого драматурга, Андерсен принялся разыгрывать его пьесы в своем кукольном театре, в который он мог играть целыми днями. Сначала мальчик только изменял текст подлинника, а затем и сам сочинил трагедию на сюжет одной старой песни. Андерсену было лет десять, когда начались эти литературные упражнения в написании собственных трагедий. Вообще, он не делал тогда ничего похожего на то, что делают обыкновенно мальчики его звания. Он не начинал еще работать(хотя к тому времени уже умер его отец, что серьезно ухудшило материальное положение семьи), а только забавлялся, он играл в театр и литературу.

Непросто складывалась дальнейшая жизнь Ганса: мечтательность, самолюбие, излишняя чувствительность, склонность к непонятным для обычных жителей городка занятиям (став постарше, мальчик полюбил петь, поступив в школу, он рассказывал товарищам интересные истории собственного сочинения) – все это мешало ему занять место обычного мастерового, о чем так мечтала его мать. Накопив к четырнадцати годам небольшую сумму денег, он просил мать отпустить его в Копенгаген искать счастья. На вопрос матери, что он будет там делать, Андерсен ответил:
— Я сделаюсь знаменитым. – и пересказал матери то, что читал про великих людей. – Сначала они ужасно страдают, а потом делаются знаменитыми.

Он действительно прошел предсказанный самому себе путь от страданий к необыкновенной популярности. Путь к призванию и признанию оказался нелегким: Андерсен не сразу пришел к пониманию того, что его стезя – литература, и столь любимые читателями всего мира сказки тоже оказались среди неглавных его занятий. Долгое время главным в его творчестве оставался театр, потом Андерсен писал юмористические стихи… Очень большие трудности испытывал он из-за отсутствия должного образования, особенно из-за своей неграмотности (кстати преодолеть этот недостаток Андерсен не смог до конца своей жизни, за что ему сильно доставалось от критиков и недоброжелателей). Только 23 лет от роду Андерсен поступил в университет, в тот же 1828 год свет увидела его первая фантастическая повесть «Путешествие пешком от Хольмен-канала до острова Амагер», его ждал успех в театре – была поставлена его одноактная пьеса «Любовь на Николаевской башне, или что говорит партер», в этот же год был издан первый том стихотворений, тоже имевший успех.

За долгую творческую жизнь Андерсеном было написано шесть романов, пьесы для театра, стихи, путевые заметки (писатель очень много путешествовал по Европе, где был признан гораздо раньше, чем на родине), но мировое признание принесли ему сказки. Особое настроение, которое он сохранил с детских лет, придавало удивительное очарование и убедительность его сказочным историям о Дюймовочке, Оле Лукойе, Соловье, Русалочке, Цветах маленькой Иды, Диких лебедях, Гадком утенке, Свинопасе. Свои сказки Андерсен создавал чаще всего, обрабатывая то, что слышал в детстве («Огниво», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Свинопас». Но были у Андерсена были сказки не только на народные сюжеты, но и заимствованные из стихотворений, испанских и итальянских, персидских источников. Многие сказки из первого сборника (1835 г. «Сказки, рассказанные детям») были созданы самим писателем: «Цветы маленькой Иды», «Дюймовочка», «Русалочка», «Калоши счастья», «Стойкий оловянный солдатик», «Райский сад», «Аисты», «Оле Лукойе», «Гречиха». Интересно, создавая сказки для детей, Андерсен не забывал и взрослых. Так, перед сказкой «Русалочка» писатель помещает обращение «Ко взрослым», а в 1843 году он писал: «…я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Такой двойной адресат придавал сказкам Андерсена особую наивность и непосредственность для детей и философский подтекст для понимания взрослых. Это и «Гадкий утенок», навеянный собственной тяжелой жизнью Андерсена, и «Ель», о том, что такое жизнь и что в ней самое ценное, и «Штопальная игла», где высмеиваются пустое чванство, ложная гордость и спесь.

Вершинами творчества великого сказочника можно было бы назвать его самое глубокое философское произведение «Тень» и одну из самых фантастических историй «Снежная королева», где фантастика удивительным образом органически соединяется с бытом, с реальностью. Со временем сказки Андерсена приобретают иной, может быть, менее фантастический характер: «Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе», и вот, стоит мне захотеть, как у меня сразу же появляются истории», — признавался писатель. Героями таких историй становились птицы, растения, предметы («Ромашка», «Лен», «Навозный жук», «Воротничок», «Серебряная монетка»). Писатель хочет обратить внимание на почти сказочные возможности человеческого ума и таланта (например, сказка «Ребячья болтовня» рассказывает о датском скульпторе Бертеле Торвальдсене), на жизнь самых простых людей («Бутылочное горлышко»).

Андерсен, Х.К. Сказки. Истории: Пер. с дат./ Вступ. ст. К.Паустовского. Сост., коммент. Л.Ю.Брауде. – М.: Просвещение, 1988. – 271 с.: ил.

Бекетова М.А.. Г.-Х.Андерсен. // Данте. Дефо. Г.-Х.Андерсен. Ренан. Ибсен: Биографические повествования/ Сост, общ.ред. и послесл. Н.Ф.Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. – 456 с.: портр. – (Жизнь замечат. людей. Биогр. библиотека Ф.Павленкова; Т.15).

Зарубежные писатели. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч.1. А – Л. / Под ред. Н.П.Михальской. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 1997. – 476 с.

Получается, что если дите примерно так воспитывать, то какой-нибудь андерсен из него получится. Но главная мысль, меня посетившая, была не эта. Что-то мне очень не захотелось, чтобы мое чадо выросло и прожило свою жизнь андерсеном — биографию-то я сама до конца прочитала.