Ася Штейн

 

Еще каких-нибудь тридцать-сорок лет назад подавляющее большинство детей училось читать, лишь переступив порог первого класса. И уж тем более никому не приходило в голову  расстраиваться, если дошколенок не мог освоить азбуку.

Но сегодня, когда ранее интеллектуальное развитие превратилось в повальную моду, детей начинают учить буквам едва ли не раньше, чем пользоваться горшком. Ведь авторы разнообразных методик раннего развития настаивают, что полутора-двухгодовалому малышу, чей мозг запрограммирован на познание окружающего мира, ничего не стоит запомнить несколько десятков значков. А знание азбуки дает столь мощный толчок для развития детского интеллекта, что пренебрегать такой уникальной возможностью просто преступно.

ВСЯКОМУ ОВОЩУ – СВОЕ ВРЕМЯ

Однако письменность – это не просто набор  символов, а сложная знаковая система, для восприятия которой в мозгу существует особый центр. При рождении он еще не сформирован, и развивается по мере роста и созревания мозга. Раньше, чем он созреет, ребенок научиться читать не может. Буква для него пока – это не графический образ звука, а всего лишь закорючка, нарисованной на кубике или карточке, которая называется, к примеру, «а» или «у». Поэтому, наигравшись с забавными кубиками, малыш, как правило, быстро охладевает к ним.

Значит ли это, что маленьких детей незачем учить буквам? Вовсе нет. Невозможно точно предугадать, в каком возрасте ребенок созреет для обучения чтению. Обычно это происходит между пятью и шестью годами, но часто начинают читать и четырехлетки, а бывает, наоборот, что дети дорастают до самостоятельного чтения лишь к семи-восьми годам.

Знакомство с буквами мягко подготавливает малыша к чтению. Это – своего рода зона ближайшего развития. Как только малыш будет готов к чтению, он с легкостью научится использовать загадочные закорючки по назначению. Но вряд ли стоит переоценивать роль изучения азбуки в раннем детстве. И уж тем более, не стоит ждать, что, выучив буквы, кроха немедленно начнет читать.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Не стоит учить ребенка азбуке раньше, чем он начнет говорить, причем не просто робко лепетать отдельные слова, а разговаривать связными предложениями.  Преждевременная стимуляция зон мозга, отвечающих за восприятие письменной речи, может негативно повлиять на формирование центров, связанных с речью устной, затормозить речевое развитие малыша и даже привести к заиканию.

Оптимальный возраст для первого знакомства с буквами – от двух до трех лет. Однако если малыш наотрез отказывается учить азбуку, ни в коем случае не настаивайте, а просто спрячьте все пособия как минимум на полгода.

СКОЛЬКО НУЖНО БУКВ?

Чтобы ребенок легко и быстро освоил азбуку, у вас должно быть много самых разнообразных пособий.

  • Магнитная азбука (лучше купить сразу два-три комплекта)
  • Деревянные и пластиковые кубики с буквами
  • Яркие крупные карточки с изображением букв
  • Самодельные буквы, вырезанные из мелко и крупнозернистой наждачной бумаги, ткани различной фактуры, вылепленные из пластилина и т.д.
  • Плакат с алфавитом

Избегайте пособий, где рядом с буквой изображается начинающийся на нее предмет «А» – арбуз, «Б» – барабан и т.д. При занятиях по таким пособиям у маленьких детей часто возникает совершенно неправильная причинно-следственная связь: незнакомая закорючка (знак) обозначает хорошо известный им предмет, и убедить их, что буква «А»- это не то же самое, что и арбуз, иногда бывает очень трудно.

МОИ ПЕРВЫЕ БУКВЫ

Учтите, что ваш малыш не имеет абсолютно никакого представления о том, что такое буквы и для чего они нужны. Разобраться в этом поможет нехитрый фокус. Попросите ребенка сказать вам несколько слов и крупно запишите их на листе бумаги. Затем отвлеките малыша, а спустя пару часов предложите вспомнить, что это были за слова. Он, конечно же, забудет их, а вы достанете свой листок и торжественно прочитаете их. Изумлению крохи не будет границ. Вот тут-то вы и объясните, что вспомнить слова вам помогли буквы.

Буквы с маленькими детьми обычно изучают не в алфавитном порядке, а от простых и наиболее часто употребляемым к более сложным и редким. Оптимальную последовательность можно посмотреть в любом букваре. Традиционно первой изучают букву «А», но это может быть и буква, с которой начинается имя самого малыша, «мамина» или «папина» буква («М» и «П»).

Достаньте магнитную букву из набора, четко ее назовите и дайте рассмотреть малышу, проведите по ней      ее пальчиком. Прикрепите букву на металлическую поверхность (например, на дверцу холодильника). А где бы нам еще найти такую букву? Разложите перед малышом 3-4 буквы из того же набора, среди которых будет и одна нужная. Если малыш справится с заданием сам – отлично. Если нет – обязательно помогите ему. Затем усложните задачу, добавив к магнитным буквам кубики и карточки, чтобы малыш научился узнавать очертания знакомой буквы в разных видах.

АЗБУКА НА ОЩУПЬ

Чем меньше ребенок, тем большую роль в его системе восприятия играют тактильные ощущения. Азбука запомнится быстрее и прочнее, если изучать ее не только зрительно, но и наощупь. Вырежьте буквы из мелко и крупнозернистой наждачной бумаги, фланели, искусственного меха, согните их из проволоки, вылепите из пластилина,

Попросите малыша провести пальчиком по поверхности букв с разной фактурой. Предложите ему найти самую твердую букву, самую пушистую, самую шершавую, самую холодную и т.д.

Закрепить сенсорную память поможет универсальная игра «волшебный мешочек». Дайте малышу в левую руку букву и попросите правой найти такую же наощупь в непрозрачном мешочке. Конечно же, сначала в мешочке будет лежать всего три или даже две разных буквы.

Запоминать буквы можно не только кончиками пальцев, но и всем телом. Кто-то из взрослых пишет пальцем на голой спинке малыша букву, а тот пытается угадать, какую именно.

Очень полезны «телесные прописи». Крупно напишите знакомую ребенку букву. Попросите «написать» ее в воздухе  поочередно: выпрямленной, как шлагбаум, рукой; рукой от локтя, кистью; двумя руками вместе; языком; левым мизинцем; правым плечом; коленкой и т.д.  Затем все движения повторяются уже с закрытыми глазами. Когда малыш станет воспроизводить очертания буквы плавно и уверенно, не открывая глаз, подведите его к укрепленному на стене листу бумаги, дайте толстый маркер – и на листе, как по волшебству, появится нужная буква!

ЗВУК И БУКВА

Уловить связь между буквой и звуком, который она изображает, маленькому ребенку непросто. Разобраться в этом помогут несложные игры, в которые с удовольствием будут играть трехлетки.

Зверушкам нужно помочь выбрать из кучи выбрать нужные предметы (нарисованные на заранее подготовленных карточках). Мышка выбирает все, что начинается на «М»: масло, молоко, матрас, майку, мак. Кошка – все, что начинается на «К»: котлеты, кровать, колокольчик, кастрюлю, куклу». Все предметы складываются в коробку, на которой нарисована соответствующая буква.

Маленький волшебник умеет превращать предметы до неузнаваемости! Для этого у него есть волшебные буквы. Жил на свете РАК. Вы показываете соответствующую картинку, а малыш – букву, с которой начинается это слово. Волшебник что-то сделал – и вместо рака появился МАК! Помогите крохе догадаться, что в слове изменилась первая буква. Можно придумать целые цепочки магических превращений:  ЛУК, СУК, ЖУК; ПОЧКА, ДОЧКА, БОЧКА.

Другой вариант игры – «Потерянная буква». Злой волшебник заколдовал слово: была УТОЧКА, а стала ТОЧКА, был ВОЛК, а стал ВОЛ, был КРОТ, а стал РОТ. Что нужно сделать, чтобы расколдовать слова? С вашей помощью малыш «расколдует» слово, найдя потерянную букву.