Ася Штейн

 

«Выброси сейчас же эту гадость!», «Ну посиди же ты хоть минуту!», «Сколько можно орать!», «Неужели нельзя обойтись без драк!», «Палку домой??? Ни в коем случае!». Как вы думаете, кому адресованы эти замечания, мальчикам или девочкам? Думается, ответ очевиден…

«Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама заходит в дом.
Мама глядит кругом.
-Может, случился налет?
-Нет
К нам приходил бегемот?
-Нет…

-Просто приходил Сережка.
Поиграли мы немножко!»

Даже самая шумная и резвая девочка не создает столько шума и беспорядка, сколько среднестатистический мальчишка. Особенно досаждает активность мальчишек мамам. Сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или собой в детстве, она приходит к неутешительным выводам: озорник, грязнуля, драчун… А ведь у нас и в школе, и в семье воспитанием детей занимаются, в основном, именно женщины. И редко какая мама догадывается, что причины излишней (с ее, маминой, точки зрения!) резвости и шаловливости ее сынишки коренятся в самых глубинах его подсознания.

С самого рождения мозг мальчиков отличается от мозга девочек: у мальчиков он весит несколько больше. У мальчиков раньше формируются те отделы, которые отвечают за поисковую деятельность и мышечную активность, у девочек – центры речи и коммуникации. У мальчиков в детстве  интенсивнее, чем у девочек развивается правое, полушарие, отвечающее целостное восприятие и интуитивно-образную картину мира, но в подростковом возрасте левое резко обгоняет его в развитии, у девочек – все наоборот…

Что же это означает на практике? Девочки раньше и лучше начинают говорить, а мальчишки в это время вовсю совершенствуют технику передвижения по квартире: сначала – ползком, а скоро уже – бегом и вприпрыжку. Девочки предпочитают тщательно обустроить небольшой кусочек пространства (например, «комнатку» под письменным столом), мальчики стремятся освоить и захватить как можно больший участок пространства. Если дать мальчику и девочке по одинаковому набору кубиков и попросить построить  «идеальный дом», девочка, скорее всего, сделает интерьер с кроватками, стульчиками и столиками, а мальчик изобразит  дом снаружи, «посадит» вокруг сад или выстроит дорогу, пустит по ней машинки, – словом, впишет свой дом в некое внешнее пространство. Пространство осваивается не только по горизонтали но и по вертикали: маленький тарзан залезает сначала на столы и стулья, потом норовит забраться на шкаф или вскарабкаться под потолок по трубе центрального отопления, а чуть позже – и на деревья в парке. Мамы хватаются за голову: кажется, этот шалун одновременно находится в десяти местах и шкодит, шкодит, шкодит…

Можно, конечно, невзирая на вопли протеста, держать его в манеже до двух лет, вывозить на прогулку только в коляске или водить на «вожжах», ругать и наказывать за проявления «охотничьего» инстинкта. Можно, едва кроха попытается впервые вскарабкаться на стул, завопить: «Нельзя, упадешь!». Можно, конечно… только природа жестоко мстит, когда ее пытаются обмануть. Активный, волевой мальчик будет всеми силами сопротивляться таким ограничениям, воспринимая их как посягательство на свои законные права, и начнет отстаивать их «нелегальными» способами при помощи агрессии, грубости, истерик. Мнительный, эмоционально зависимый ребенок поверит, что мир полон страшных опасностей и станет мнительным, вялым, безынициативным…

Ну, а можно поступить иначе. С самого рождения при помощи динамической гимнастики, плавания, специальных мини-тренажеров (например, трека для ползания) поощряйте малыша осваивать пространство, помогая ему выполнять «упражнение» снова и снова, пока оно не будет доведено до совершенства. Купите спорткомплекс (причем сделать это стоит еще в первые полгода жизни ребенка). и помогите малышу освоить его. (собственно, все это необходимо и девочкам, но если у вас растет сынишка, то спорт и подвижные игры – лучший способ направить его неуемную энергию в мирное русло).

После четырех лет обязательно запишите мальчика в спортивную секцию. Всем детям идеально подходит плавание. Хоккей и футбол развивают умение работать в команде – это идеальные виды спорта для ребенка с задатками лидера. Легким, гибким «гуттаперчевым мальчикам» подойдет акробатика или спортивная гимнастика. Очень важно, чтобы у вашего сына как можно раньше появился двухколесный велосипед, ролики, настоящий футбольный и баскетбольный мяч.

Если для девочек в игре главное – установить эмоциональный контакт, то для мальчика – добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать хитроумные правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место в иерархии.

Даже самый интеллигентный и благовоспитанный мальчик, попав в компанию сверстников, начинает вести себя «по законам стаи», демонстрируя такие модели поведения, от которых мамы и бабушки приходят в ужас. Пугаться не стоит, но нужно очень четко объяснить сынишке, какие выражения, жесты и вообще стиль поведения вы категорически не приемлете дома. Не пускаясь в непродуктивные нотации, скажите просто: при женщинах так не говорят (не ведут себя). Такое объяснение повысит самооценку малыша, подчеркнет его принадлежность к вожделенному сообществу мужчин.

Нередко мамы категорически отказываются покупать сыновьям «военные» игрушки: сабли, пистолеты. Их коробит сама мысль о том, что их нежный кроха будет «играть в убийство». Но бороться с мальчишеской потребностью стрелять абсолютно бесполезно. Не купите автомата – возьмет палку. не найдет палки, будет «стрелять» из пальца. Если ваш пятилетний сын с упоением играет в войну, это вовсе не значит, что он готовит себя к профессии киллера. Более того, подобные игры имеют еще и психотерапевтический характер: они помогают избавиться от избытка агрессии, в них отрабатываются разрешенные и запрещенные модели поведения.

Вмешиваться стоит лишь тогда, когда начинаются «бои без правил». Но и в этом случае не стоит читать драчунам нотации. Лучше предложите мальчишкам выработать кодекс чести: не бить по голове и ниже пояса, не добивать упавшего, не нападать вдвоем на одного, не кидаться камнями и железками.

Еще один камень преткновения – монстры и другие малосимпатичные «культовые» герои. Ну какой маме понравится, что ее чадо спит в обнимку с человеком-пауком или какой другой нечистью. Плюшевый мишка, конечно, куда обаятельнее и эстетичнее… До недавнего времени я тоже была категорически против подобных игрушек, да и до сих пор они не вызывают у меня никаких положительных эмоций. Но недавно мой четырехлетний сын замечательно объяснил мне, зачем ему нужен отвратительного вида космический пришелец: «Я его боюсь. Если мы его купим, я буду с ним играть и тогда перестану бояться». Нередко игрушечный монстр становится для малыша своеобразной материализацией его страхов. Победа над чудовищем означает победу над страхом. Страх, превратившийся в игрушку, быть может, и не уходит совсем, но становится более ручным и понятным. Разве можно всерьез бояться того, с кем играешь? Это, конечно, не значит, что нужно наводнить детскую игрушечными монстрами. Но, возможно, в какой-то ситуации, особенно в возрасте между тремя и пятью годами, когда детей часто мучают страхи, такая игрушка сослужит вашему сынишке добрую службу.

Даже если у вашего сына десяток радиоуправляемых автомобилей и пять конструкторов, каждый из которых стоит столько, сколько иной бюджетник получает за месяц, он с упоением будет играть палками и камнями, а из карманов его штанишек вы регулярно будете вытряхивать предметы, назначение которых «нормальному» взрослому определить крайне затруднительно (желающие могут перечитать историю о том, как Том Сойер красил забор: список мальчишеских сокровищ мало изменился со времен Марка Твена).

Если вы не хотите, чтобы «очень нужные штучки» заполонили всю квартиру, отведите для них специальный ящик (при помощи обычной гуаши его можно даже превратить в настоящий «пиратский» сундук). Но ни в коем случае нельзя запрещать «таскать в дом всякую дрянь»: игры с абстрактными предметами будят творческую жилку, позволяют реализовать самые дерзкие мальчишеские фантазии.

Инстинкт исследователя заставляет вашего любознательного наследника потрошить  часы и магнитофоны, расковыривать дорогие игрушки? В принципе, желание мальчика узнать «как все устроено» абсолютно естественно, и будет очень здорово, если вы отдадите в его распоряжение пожилые часы или отслуживший свой век радиоприемник, которые уже десять лет пылится в чулане на даче. Нужно только оговорить с малышом, что перед началом очередного «эксперимента» следует обязательно уточнить у родителей, не понадобится ли им еще когда-нибудь та или иная вещь. А еще лучше, если папа (или мама) примет участие в «исследовании» или пригласит сына помочь отремонтировать забарахливший утюг или поменять колесо на автомобиле. Даже если толку от вашего «помощника» никакого –  не важно: главное ощущение участия в серьезном «мужском» деле.

Нередко родители считают, что мальчикам положено играть лишь в конструкторы и машинки и приходят в недоумение и даже возмущение, застав сынишку в обществе куклы старшей сестры. Но ведь вы же хотите, чтобы он вырос ласковым, отзывчивым человеком, стал нежным отцом и мужем? А разве этому можно научиться, общаясь лишь с подъемными кранами и бульдозерами? Мальчикам, как и девочкам необходимо играть в ролевые игры с куклами или зверюшками: кормить из кукольной посудки, укладывать спать и катать в колясочке. Если вас шокируют барышни в кружевах и бантиках, купите или сшейте куклу-мальчика, о которой ваш малыш сможет заботиться. Не бойтесь, что он станет объектом насмешек сверстников: через год-два, пойдя в садик или школу, мальчишка со смехом будет вспоминать о своем младенческом  увлечении.