Екатерина Асонова

 

В современном общественном сознании стало общим местом мнение о том, что чтение художественной литературы – это составляющая личной, в каком-то смысле даже интимной жизни человека. И наивысшей ценностью этой деятельности является эмоциональное, личностное эстетическое восприятие художественного мира литературного произведения, а потому их обсуждение, а тем более литературоведческий анализ разрушают целостность восприятия, лишают его эмоциональности и непосредственности. Творчество читателя превращается в ремесло, гармония разрушается алгеброй.

Эти или похожие рассуждения приводят нас к тому, что непосредственное общение ребенка с художественным произведением не требует вмешательства взрослого. Вопросы «О чем эта книга?» или «Чему учит этот рассказ?» вызывают неприятие, отторжение. Почему?

А Вы читаете? А потом обязательно отвечаете на эти вопросы? Или довольствуетесь волшебным послевкусием прочтенного: всколыхнувшимися в душе неясными ассоциациями и воспоминаниями, движетесь дальше, размышляя на темы, о которых, может быть и не было напрямую сказано в книге…

А может быть, прочитав ту или иную увлекательную книгу, Вы обязательно стараетесь понять, при помощи каких приемов мастеру удалось создать этот удивительный мир? Находите и выписываете в тетрадочку все художественно-выразительные средства, стараясь их обязательно верно определить: вот это метонимия, а это синекдоха, а вот тут явно аллюзия на… Конечно, никто этого не делает.

Однако, я думаю, вы уже почувствовали противоречие моего рассуждения. Для того чтобы ВЗРОСЛЫЙ читатель наслаждался чтением, в детстве он должен был почувствовать, понять, что такое удовольствие возможно. Может ли это произойти само собой? Может. Но процесс пойдет намного веселее и продуктивнее, если предложить юному читателю руку помощи: предлагать интересные ему книги, создавать условия для их постижения во время чтения, а также показать, что знакомство с художественным миром произведения (кстати, не только литературного) – это неотъемлемая часть мировосприятия, а также речемыслительного процесса.

Начнем с последнего – с того, что вспомним, что речь не только инструмент общения, но и инструмент мышления, а значит, наиболее высокий уровень овладения этим инструментом расширяет не только коммуникативные, но и интеллектуальные, аналитические, исследовательские возможности. Проще говоря, дает возможность мыслить наиболее эффективно.

А если говорить об обсуждении прочитанного литературного произведения не как о литературоведческом практикуме, а как о факторе речевого развития? Чем не повод и пообщаться, и создать естественные условия для речевого развития. Под словами «образовательный фактор», или «фактор речевого развития» подразумевается любое впечатление, эмоция, информация, которые стимулировали речь: стали ситуацией, когда возникла естественная потребность высказаться. Такая ситуация может возникнуть и вокруг прочитанной книги, и как результат получения новых знаний (информации), и после яркого впечатления, переживания. Особенно ярко проявляется этот процесс, когда малыш полутора лет от роду вдруг начинает говорить о каком-то ярком впечатлении: увидел огонь, услышал, как тикают часы, лает собака, тарахтит трактор, льется вода… Ребенок не только восхищен, он испытывает жгучую потребность об этом рассказать маме, папе, еще кому-нибудь.

Эту ситуацию в какой-то мере можно сопоставить с писательским творчеством: оно возможно только при условии, что НЕ ПИСАТЬ этот человек НЕ МОЖЕТ. Так и ребенок – для него наступил момент, когда он НЕ МОЖЕТ НЕ СКАЗАТЬ о своих ощущениях, переживаниях маме. Обратите внимание на особую связь развития эмоциональной сферы (собственно способности удивляться, радоваться окружающему миру, способности видеть, замечать удивительное) и развития речи ребенка. Меняется ли ситуация с взрослением? Не сильно. Сохраняется тесная взаимосвязь речевого становления с эмоциональной сферой, и постепенно формируется сфера познавательная. Иными словами, речь становится не только средством общения, но и познания. Для того чтобы у речевого высказывания появился образовательный эффект, важно иметь возможность реализовать свою речевую потребность – подробно обсудить, записать в дневник или просто свободно высказаться.

Ах, да! Книжки-то обсуждать будем? Давайте попробуем выбрать несколько книг, которые сами по себе создают условия именно для обсуждения. Свой выбор я остановила на небольших произведениях, которые читаются и обсуждаются в один присест. Есть, однако, одно «но»: взрослому нужно подготовиться к занятию – прочитать и подумать о своем впечатлении. Иными словами, прежде чем предлагать высказаться о прочитанном ребенку, попробуйте сформулировать собственный отзыв. Кстати, с этого можно и начать – первый шаг любого обучения – это знакомство с образцом. И говорить, и читать, и рассуждать дети учатся, подражая взрослым. Поэтому начнем с того, что вслух прочитаем книжку, с которой познакомились заранее, и… предложим высказаться. Как же так? Только что речь шла о том, что расспрашивать ребенка о прочитанном не стоит. А вот как:

— Ты знаешь, я хотела бы с тобой поговорить об очень важной вещи, но не знала, как это лучше сделать. А тут подбирая интересную книгу, наткнулась вот на что…

Таким вот нехитрым приемом вводим в разговор книжку: рассказ, маленькую сказку, притчу, — которые, как нам кажется, могут помочь обсудить что-то важное (!) для нас. То есть книга, литературное произведение, в данном случае выступают в роли эмоционального отклика на события семейной жизни.

Например, давайте возьмем книжку Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен «Веста-Линнея и капризная мама» издательства «Открытый мир».

Сразу прокомментирую выбор книжки-картинки, предупреждая вопросы о том, как «заставить» читать школьника книжки «для малышей». Яркие, незамысловатые книжки Открытого мира, на первый взгляд адресованные малышам, на самом деле вносят в нашу книжную картину новую традицию. Истории про Петсона и Финдуса, про Дзена в коротких штанишках и многие другие книги, в которых весь книжный разворот становится игровым пространством,– это уже не сказка с иллюстрацией и не комикс, это проекция художественного мира, созданная на основе взаимосвязи словесного и изобразительного. Образ не только видим, но и слышим, и наоборот. Художник и писатель создают общий художественный мир. А значит и восприятие такой книги не только эмоционально богаче, но и обладает большим образовательным потенциалом. На подробной, панорамной картинке можно учить «видеть» в окружающем мире удивительное и замечательное: причем происходить это будет само собой. Разглядывать картинки любят все дети, и чем старше они становятся, тем внимательнее они их рассматривают, тем больше замечают на них. Именно поэтому я смело рекомендую эти книги детям любого возраста. Книги, о которых пойдет речь, можно и нужно обсуждать с семилетними и десятилетними, а можно и с пятнадцатилетними. Просто угол зрения будет немножко иным.

Но вернемся к Весте-Линнее. Книжка рассказывает об одном дне, который мама и дочка провели вместе. Небольшая и очень эмоциональная история о том, как они поссорились и помирились, не оставляет равнодушными ни мам, ни детей, а потому – именно она может стать первым опытом разговора о литературе на основе эмоционального отклика. Еще раз повторю: маме, конечно, нужно сначала пережить эту историю самой, понять и принять основную мысль этого рассказа: испытывать отрицательные эмоции – это нормально, важно только уметь из них благополучно выходить.

Теперь читаем книжку вместе. Обсуждать такую историю с собственным ребенком непросто. И все-таки. Есть ли в этой книжке момент, который произвел на Вас особенно сильное впечатление? Вот с него и начните сами говорить: перечитайте несколько строк и свободно опишите свои ощущения. Да, легко сказать: свободно опишите. А на деле это совсем не так просто и никакой свободы. Приходят в голову всякие мысли: не рановато ли с ребенком так откровенничать о собственных ошибках и глупостях, способен ли он понять, что маме очень сложно иногда общаться с детьми, да и надо ли ему вообще говорить о том, что поведение дочки – это зеркало маминого поведения. Отвечаю: ребенку самое время узнать о переживаниях мамы, он еще как способен ее понять, и надо обязательно с ним говорить о самых сложных вопросах человеческих взаимоотношений!

Не хотелось бы писать здесь о книге подробнее, лишая Вас непосредственного, очень личного восприятия этой очень важной для мамы книги. Лучше написать о том, что обсуждать эмоциональную сторону нашей жизни мы можем продолжить и с другими книгами:

это еще одна книга о Весте-Линнее «Спокойной ночи, Веста-Линнея»

очаровательная книжка-картинка о храброй крошке Мемули

трогательная история о мальчике Юхане и его друге Аяксе

Все эти книги – учебники человеческих переживаний – помогают найти нужные слова для выражения собственных чувств.

Еще несколько слов об оформлении этих книг: обсуждение работы художников – это еще один повод поговорить (помните – нам нужен естественный мотив для разговора, для формирования навыка свободного высказывания на любую тему). Начинаем с разглядывания картинок (будто играем, кто больше деталей найдет), продолжаем обсуждением манеры художника (нравится – не нравится, чем характеризуется, почему именно такая манера выбрана, как она отражает содержание книги), заканчиваем собственной попыткой иллюстрировать книгу. Или наоборот. Или совсем по-другому. Неважно. Не обязательно даже обсуждать именно эти иллюстрации. Важно только одно: книга как результат творческого осмысления действительности всегда найдет эмоциональный отклик в Вашей душе и в душе Вашего ребенка, а это хороший повод пообщаться.

Продолжением такого эмоционально наполненного чтения для подростков и их родителей могут стать книги издательского дома «Самокат» из серии «Встречное движение» или «Витамин роста» —http://www.samokatbook.ru/ru/book/series/

Продолжаем размышлять о том, как создать естественную мотивацию для обсуждения литературы. Любое литературное произведение – это результат работы Мастера. Настоящее Мастерство – это искусно сотканный текст, в котором читатель не спотыкается на отдельных приемах и фигурах. Но бывают ситуации, когда ремесло становится ядром произведения:

ПЕСОЧКОМ И ПЕШОЧКОМ

— Я иду песочком!

— А я иду пешочком!

— Я иду с миской!

— А я иду с Мишкой!

— Я – за малиной!

— А я – за Мариной!

— Я иду песочком с миской за малиной!

— А я иду пешочком с Мишкой за Мариной! — http://www.a-pesni.golosa.info/baby/jasnov.htm

Думаю, что в этом стихотворении Михаила Яснова всем близка и понятна игра словами, построенная на милом коверкании слов малышами. Попробуем описать этот прием. Получилось? Сложно, конечно. Но без преодоления трудностей развитие невозможно. Не бойтесь обозначить свое удивление или озарение самыми простыми и понятными словами. Не бойтесь того, что что-то скажете неверно (образованному человеку сразу приходит на ум, что в науке этот прием уже получил какое-то определение) – ценно не точное или научное определение, а сама попытка постичь суть стилистического приема через его описание. Готов еще один урок литературы. В качестве литературного материала могу порекомендовать веселые книжки из серии «Школа прикола» издательства «Эгмонт» — http://www.egmont.ru/books/articles.php?id=1312, в которую вошли игровые стихи и проза М.Яснова, А.Усачева, А.Гиваргизова, А.Жорина, С.Георгиева, С.Силина и других.

Поговорить о грамматических загадках вместе с сяпающей по напушке Калушей Людмилы Петрушевской — http://www.lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt. Обсуждение специальных лингвистических тем в такой форме это и хорошая речевая тренировка (это сложно и увлекательно одновременно – говорить словами о том, как работают слова), и отличный способ привлечь внимание ребенка к слову, к лингвистическим тайнам и не очень занимательным лингвистическим понятиям и определениям. Следующий шаг – сочиняем свои игровые опусы.

Недавно на книжном рынке появилась серия книг (пока из двух только) «Не для взрослых. Время читать!» М.О.Чудаковой (познакомиться с электронной версией книги можно здесьhttp://fictionbook.ru/author/mariyetta_chudakova/ne_dlya_vzrosliyh_vremya_chitat/read_online.html?page=1). Адресованные подросткам, эти книги вызвали немало споров и нападок (вот один из авторитетных и нелестных отзывов http://www.biblioguide.ru/news/kniga/chudakova-kniga). Если представить книгу очень кратко, то в ней перечислены произведения отечественной и зарубежной классической литературы, которые, по мнению автора, должны быть обязательно прочитаны в отрочестве.

Интересным представляется предложенный вариант восприятия произведений – через контекст. Любое литературное произведение подобно планете: у него есть спутники, атмосфера, история отношений с другими небесными телами. Для литературного произведения контекст – это и история создания (возникновение замысла, процесс написания, влияния, которые испытывает писатель), и историческая основа, и литературные традиции, в рамках которых или преодолевая которые оно написано. Предлагаю перевернуть этот подход. В процессе чтения у ребенка неизбежно возникают вопросы: что означают встретившиеся в тексте незнакомые слова, как объяснить некоторые странные поступки героев и многое другое. Чаще всего вопросы связаны либо с отсутствием знаний, помогающих воссоздать исторический контекст, либо с недостаточностью жизненного опыта, с которым можно было бы соотнести действие произведения. Внимание! Как заданный ребенком вопрос превратить в ситуацию полноценного общения? Правильно. Просто ответить. Но для этого нужно найти время, слова, силы и терпение. Вот это и будет образовательным фактором. Не высказывание типа: ты что не знаешь, где стоит энциклопедия?…. А совместный поиск, обсуждение и подробное проговаривание ответа на вопрос.

Вместо вывода. Для домашнего ребенка участие взрослого в его речевом становлении обязательно! Еще раз отмечу необходимость создания именно естественных условий – нужно стремиться, чтобы появлялась потребность в высказывании, а не побуждение к нему. Представьте себе разницу между уроком, когда спрашивают, вызывая к доске по одному, и уроком, когда учащиеся свободно высказываются по заинтересовавшей их проблеме. Если ситуация контрольных, проверочных ответов (аттестация) для домашнего ребенка неизбежна, то условия для формирования навыка высказывать свою точку зрения, слушать и понимать чужую, умения развернуто и полно рассказать о чем-то или внимательно выслушать нужно создавать специально. И это требует от руководителя обучения особого внимания, организации, а главное – личного умения и навыка, такта. В данном случае основным становится принцип – сначала должен научиться взрослый, потом ребенок. Но самое главное – это отказ от обязательного поиска какой-то конечной «правды». Благодаря обстановке домашнего обучения мы избавлены от условия обязательного «прохождения», можем позволить и себе, и ребенку получать удовольствие от чтения и обсуждения прочитанного, построенного на эмоциональном отклике, на попытке постичь тайну словесного мастерства или на обсуждении контекста произведения.

Книги для таких разговоров не обязательно покупать, так как периодически проводимые беседы о прочитанном хорошо бы связать с походами в библиотеку: привлекает и богатство выбора, и присутствие помощника в лице библиотекаря. И еще есть все основания полагать, что и ребенок, втянувшись в такой книжно-доверительный разговор, сможет отыскать нужную для обсуждения с мамой (или еще кем-то) книгу.

На посошок. Не совсем по теме статьи, но тоже о чтении. Ссылка на статью о системном чтении —http://festival.1september.ru/articles/550742/, где интерес вызывает не сама статья, а приложение к ней, где можно найти очень интересные, а главное полезные упражнения для развития навыка беглого и внимательного чтения.