У всех вокруг дети, как дети: а ваш малыш какой то не такой, как другие. Вроде бы, он здоров, спокоен, нормально развивается, но при этом явно не укладывается в те воспитательные стереотипы, которые современное общество предъявляет к маленьким детям.
Все с наслаждением рисуют – а он наотрез отказывается брать в руки карандаши и краски. Все радостно слушают книжки и сами взахлеб декламируют стихи – а ваш откровенно предпочитает чтению телевизор. Все с удовольствием ходят на развивающие занятия, — а вашего затащить туда можно только ценой долгих и мучительных уговоров, да и то не больше, чем на десять минут…
Стандарт или стереотип?
В итоге повальной моды на ранее развитие как-то размылось понимание того, что вообще является стандартом, нормой для ребенка того или иного возраста, а что – лишь результатом активного педагогического вмешательства. И мамы и папы, чье чадо развивается не совсем так, как требует мода и воспитательные стереотипы, нередко всерьез тревожатся: а все ли в порядке с малышом?
И, прежде чем бить тревогу, постарайтесь избавиться от «комплекса родительской неполноценности:
• Выясните, из специальной литературы или у своего педиатра, каковы возрастные нормативы эмоционально-психического развития.
• Уточните у своих родителей, как развивались в детстве вы, ваши братья и сестры. Вполне возможно, что ваш сынишка – точная копия своего папы в том же возрасте или даже его старшего брата.
• Сравнивайте малыша не с другими детьми, а с ним самим. Если кроха развивается поступательно и равномерно, хоть и не совсем так, как другие дети – повода для беспокойства, скорее всего, нет.
С другой стороны, нельзя не признать, что иногда необычное поведение ребенка или его отказ от того или иного вида деятельности действительно может свидетельствовать о неблагополучии, как физическом, так и интеллектуальном или эмоциональном. И, отмахнувшись проблемы, списав все на индивидуальные особенности развития, можно упустить благоприятное время, когда тот или иной дефект можно было бы легко выявить и скорректировать.
Как же отличить проявления индивидуальности от серьезных нарушений? И каким образом можно скомпенсировать развитие малыша, если он наотрез отказывается рисовать, читать или посещать детский сад?
Уведи меня отсюда!
Современные воспитательные стандарты предполагают чрезвычайно раннее включение ребенка в социум. Посещение разнообразных развивающих студий едва ли не с года становится «программой-минимум» для любых заботливых родителей, а психологи и педагоги постоянно убеждают нас, что для нормального эмоционального социального развития детям необходимо посещать детский сад. Большинство малышей с удовольствием занимаются в группах и студиях, легко привыкают к детскому саду. Однако есть категория маленьких «бук», которые наотрез отказываются от любых видов коллективной деятельности и даже на прогулке предпочитают уединение шумному обществу на детской площадке.
Почему это происходит?
• Травма ранней сепарации — преждевременные роды, кесарево сечение, раздельное пребывание в роддоме, длительная госпитализация
• Повышенная чувствительность нервной системы
• Нарушения эмоционального развития
• Гиперактивность, дефицит внимания
• Личностные особенности
Стоит ли беспокоиться?
Беспокоиться не о чем:
• В комфортной для него обстановке малыш выглядит счастливым, мало плачет
• Доброжелательно и с интересом относится к незнакомым взрослым и другим детям
• Может вступать хотя бы в непродолжительные контакты со сверстниками
• Готов на некоторое время оставаться дома или на прогулке со знакомыми ему чужими взрослыми (няней, соседкой, дальней родственницей)
• С удовольствием играет в развивающие игры с домашними
• С готовностью включается в новые виды деятельности
Стоит проконсультироваться со специалистом:
• Постоянно выглядит несчастным и испуганным, его мучают немотивированные страхи
• Отказывается оставаться с кем бы то ни было, кроме мамы даже на непродолжительное время
• Проявляет агрессию по отношению к другим детям или наотрез отказывается вступать с ними в контакт
• Гиперактивен или, наоборот, чрезмерно медлителен
• Соглашается играть только в строго определенные игры, болезненно реагирует на малейшие попытки изменить их сценарий или ввести в них новые элементы
Что с этим делать?
• Если есть основания для беспокойства, обязательно покажите малыша хорошем у детскому психологу
• Если малыш здоров, значит все дело в особой хрупкости его нервной системы, и ему нужно значительно больше времени для социальной адаптации, чем его сверстникам
• Отложите, как минимум, до трех лет групповые занятия
• Найдите малышу приятеля, темперамент и склад личности которого не противоречит характеру вашего крохи. Сначала встречайтесь на нейтральной территории – например, на детской площадке, затем попробуйте время от времени приглашать друга в гости, а затем начните наносить визиты сами
• Попробуйте на непродолжительное время (сначала – буквально на 5-10 минут) оставлять кроху с хорошо знакомыми ему людьми дома или на прогулке
• Когда Вместо полноценного детского сада выберите группу кратковременного пребывания
Убери книжку!
Одна из самых распространенных проблем, с которой тревожат родителей, это нежелание детей слушать чтение.
Как это выглядит
• Малыш активно слушает лишь несколько минут, потом переключается на другие дела
• Отказывается слушать вообще
• Активно сопротивляется чтению, рвет и портит книги к
• Равнодушен к чтению, но обожает мультики
Стоит ли беспокоиться?
Беспокоиться не о чем
• С удовольствием слушает аудиокниги, любит, когда ему поют или рассказывают сказки во время игры или прогулки
• Обладает хорошей памятью, воспроизводит и творчески переосмысливает в игре знакомые мультики и сказки
• Речь хорошо развита, нет серьезных логопедических дефектов
• Кроха контактен, готов к сотрудничеству со взрослыми
Стоит обратиться к специалисту, если
• Речевое развитие малыша заметно отстает от нормы, есть серьезные логопедические дефекты
• Вам кажется, что малыш не всегда слышит обращенную к нему речь, не с первого раза выполняет ваши просьбы, поворачивает одно ушко к источнику звука
• Равнодушен к любым видам творчества, мало играет в ролевые игры
• Не может сосредоточиться ни на какой деятельности, чрезмерно подвижен или, наоборот медлителен
• Склонен к стереотипной деятельности. На протяжении длительного времени соглашается слушать только одну книжку
• Не стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, неконтактен, агрессивен.
Что с этим делать:
• При необходимости проконсультируйте кроху у
Логопеда
Отоларинголога
Психолога
• Если медицинских проблем нет, то вероятно, причина кроется в особенностях темперамента и типе восприятия вашего крохи. Поэтому приучайте его к чтению постепенно, стараясь сделать процесс актуальным и интересным
› Всегда старайтесь закончить чтение раньше, чем это занятие прискучит ребенку.
› Выбирайте поначалу совсем коротенькие стишки и сказки с максимальным количеством картинок
› Выбирайте для чтения книги на сюжет любимых мультиков малыша
› Если крохе нравится рисовать, предложите ему самому сделать книжку-комикс по мультфильму
› Чтобы приучить ребенка воспринимать слуховой ряд в отрыве от визуального, найдите саундтреки к его любимым мультикам.
Ни каляк, ни маляк
Несколько реже встречаются дети, которые категорически не хотят рисовать.
• Особенности взаимодействия с окружающим миром – рисование просто-напросто не является ведущим видом деятельности. Малыш предпочитает другие виды творчества.
• Нарушение мелкой моторики и координации движений
• Проблемы со зрением
• Гиперактивность с дефицитом внимания
Стоит ли беспокоиться?
• Беспокоиться не о чем:
› У ребенка нормально развита речь
› Малыш реализует себя в других видах творчества: лепке, пении, танцах
› Он не испытывает трудностей при действиях с мелкими предметами: свободно пользуется столовыми приборами, застегивает пуговицы, собирает конструктор, нанизывает бусы и т.д
› У него хорошо развита координация движений: он не испытывает проблем при освоении велосипеда, роликов, детского спорткомплекса, игр с мячом
• Стоит проконсультироваться со специалистом
› У малыша проблемы с освоением речи
› Кроха отказывается от любых творческих заданий и игр, связанных с манипуляцией мелкими предметами
› С трудом осваивает навыки самообслуживания,
› Малыш неловок, ему с трудом даются детские подвижные игры
› Ребенок с трудом удерживает внимание, постоянно вертится, бегает, что-то хватает, кидает
Что с этим делать?
Если есть основания сомневаться в здоровье крохи, обязательно проконсультируйте его у специалистов:
• Логопеда
• Офтальмолога
• Невролога или нейропсихолога
Если же поводов для беспокойства нет, оставьте малыша в покое и постарайтесь найти другие занятия, которые помогли бы ему реализовать творческие способности и сформировать необходимые для школы зрительно-моторные навыки (лепка, вышивание, оригами, игра с моизаикой и конструктором и т.д.)