Ася Штейн

 

Еще недавно детскую вашего чада наполняли веселые плюшевые звери, на полу высились замки из кубиков и конструкторов, отважные рыцари вступали в схватки с драконами и монстрами, элегантные Барби приглашали подруг на чашечку кофе. «Господи, когда же это наконец, кончится!» — порой думали вы в сердцах, пробираясь через разномастное плюшевое общество или напоровшись в потемках на сложносочиненное сооружение из коробок и железок. И вот это кончилось. Мало-помалу исчезли из детской куклы и зайцы, конструкторы и машинки. На смену им пришли иные игры и игрушки, а вместе с ними —  и иные родительские тревоги, куда более серьезные, чем чистота и порядок в детской.

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

На рубеже первого десятилетия дети вступают в недолгий, но поистине великолепный период, своего рода золотой зенит детства. Ребенок уже овладел массой навыков и умений, позволяющих ему меньше зависеть от родителей, но его еще не затронули вихри и бури переходного возраста. Крошечный мирок, ограничивавшийся до сих пор уютными домашними ценностями, начинает стремительно расширяться, ребенок жаждет романтики, самоутверждения и признания среди сверстников.

Еще два-три десятилетия назад это был возраст, когда в каждом классе или дворе, как грибы, вырастали тайные общества, снаряжались экспедиции на поиски загадочных кладов, составлялись карты неведомых миров и языки неизведанных государств…

Увы, у современного городского ребенка не осталось для всего этого ни места, ни времени. Во-первых, исчезло само пространство, где образовывались спонтанные детские сообщества: двор. Детские площадки, затесавшиеся между башнями спальных районов — скорее антиподы дворов, это своеобразный перекресток, на котором сталкиваются на время прогулки под пристальным взором мам и бабушек мало знакомые друг с другом юные жители многоквартирных домов.  Не возникает ощущения «своего» общего, единого пространства, здесь не складывается постоянный детский коллектив, и в итоге, большинство детей перестает интересоваться происходящим на этом пятачке, едва переступив порог школьного возраста.

Но даже там, где в где дворы уцелели под натиском современной инфраструктуры, ситуация не меняется к лучшему. Занятому по горло современному школьнику и поиграть-то в этом дворе некогда: перегруженный до предела школьный день, гора домашних заданий… Тут уж не до прогулок! Когда-то своего рода детскими сообществами по интересам служили кружки и секции, но они в большинстве своем уже давно превратились ЕЩЕ ОДНУ ШКОЛУ, где ЕЩЕ ОДНИ УЧИТЕЛЯ готовят своих подопечных к концертам-выставкам-конкурсам. То есть, с точки зрения  детей — это еще одна клетка, где их изолируют от реального мира, делая удобными для взрослых.

ЖИЗНЬ ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

В итоге, в жизни современного «домашнего» ребенка, вышедшего из младшего школьного возраста, практически не остается сферы реальной жизни, не регламентированной взрослыми, в которой он мог бы самоутверждаться среди сверстников, в то же время, реализовывая эмоциональную потребность в романтике и приключениях.

Куда же деваться мятущейся душе? Где скрыться от всевидящего ока взрослых? Где можно искать клады и сражаться с чудовищами, плутать в бескрайних полных опасностях лабиринтах  и создавать новые цивилизации? Где можно стать умным, ловким, смелым, успешным – героем без страха и упрека? Ну, конечно же, в виртуальной реальности, что расположена по ту сторону компьютерного монитора.

Самое интересное, что чаще всего дети находят туда дорогу отнюдь не сами. Родителям почему-то кажется, что, покупая чаду компьютер, они защитят его от опасностей, которые таит в себе улица, а самих себя – от излишних хлопот и волнений. Чего, казалось бы, лучше: сидит себе дитя дома, ничего не громит, к старшим не пристает, по подворотням не ходит, с хулиганами-наркоманами не общается. А когда спустя какое-то время обнаруживают, что чадо давно утратило интерес к реальному миру, винят в этом кого угодно, но только не себя.

Конечно, от компьютерных шахмат, «Тетриса» или ухода за виртуальными питомцами никакого вреда для детской психики не будет. Однако вам вряд ли удастся добиться того, чтобы детские интересы ограничились лишь развивающими и познавательными играми. Детская и подростковая субкультура, вытесненная взрослыми в виртуальный мир, живет там по своим, неподвластным родителям законам. Хотите вы этого или нет, ваш ребенок будет играть в те игры, которые популярны среди его одноклассников, чтобы не лишиться высокого статуса в детском сообществе. Ну, а где есть спрос, всегда будет и предложение. Производители компьютерных игр наперебой предлагают своим юным потребителям все самое-самое: трехмерные лабиринты с «эффектом присутствия», завораживающие «стрелялки» и искусные имитаторы рукопашного боя, захватывающие многоуровневые стратегии.

Пусть родители твердят, что в их материальном, взрослом мире, чтобы добиться успеха, нужно годами совершенствоваться, корпеть над книгами или потеть в спортзале. В этом ярком, причудливом мире компьютерного зазеркалья ты всемогущ и так. Здесь не нужны ни любовь, ни дружба, ни честь. Знай – жми на кнопки, перебирайся с уровня на уровень!

Возвращение из этого волшебного мира с каждым разом дается юному геймеру все труднее и труднее, реальный мир кажется тусклым и унылым, словно враз лишившимся своих броских красок и звуков. Да и к чему возвращаться туда, где ты не мужественный победитель драконов, а всего лишь прыщавый троечник, которому постоянно твердят о необходимости стараться-трудиться-стремиться, чтобы добиться… да собственно, чего добиться?  Всего лишь того, чтобы превратиться в такого же скучного взрослого, как и его родители? Нет, лучше уж назад!

Так постепенно ребенок утрачивает связь с реальностью, забрасывает учебу, перестает общаться с приятелями, интересоваться чем бы то ни было, кроме компьютерных игр.

ПУТЬ ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ

Но если вы думаете, что справитесь с ситуацией запретами, то глубоко ошибаетесь. Ведь юный геймер всегда может пойти поиграть к приятелю или, что гораздо опаснее, пристрастится к Интернет-кафе. Нет, действовать нужно иначе.

  • Постарайтесь заинтересовать ребенка чем-то помимо компьютера, найти сферу деятельности, в которой он будет успешен. Но это не должны быть занятия в чрезмерно регламентированных «престижных» секциях или курсах, ориентированных исключительно на результат. Лучше выбрать кружки, где подрастающий ребенок сможет общаться с единомышленниками- взрослыми и не очень, воплотить в жизнь свои фантазии, реализовать тягу к романтике. Это может быть и театральная студия, и секция туризма или скалолазания, и геологический кружок, — главное чтобы это было именно то, к чему тянется его душа и воображение и что выберет он сам
  • Поверьте, не только для третьеклассника, но и для подростка вы – самый желанный  интересный партнер. Поэтому не оставляйте ребенка наедине с компьютером. Выберите игры, которые были бы интересны и вам, и ему (например, пошаговые стратегии или логические квесты) и осваивайте их вместе. Это поможет привить вкус к по-настоящему интересным играм и превратить виртуальный мир из зоны, куда ребенок прячется от старших в зону сотрудничества и взаимодействия.
  • Найдите сферу общих интересов не только в виртуальном, но и реальном пространстве. Вспомните забытые увлечения собственной юности или освойте новое дело, заняться которым все мечтали, да не находили времени, и пригласите ребенка присоединиться к вам.
  • Привейте ребенку вкус ребенка к интеллектуальным настольным играм, таким как  Scrabble, Монополия, Каркассон. Если вы умеете играть в сложные карточные игры, приобщайте к ним и детей. Такие игры очень полезны для формирования интеллекта, поскольку  активизирую различные зоны мозга, отвечающие как за логическое, так и за интуитивное мышление. А кроме того, это прекрасный повод собраться всей семьей.
  • Если вам кажется, что ребенок не уверен в себе, не успешен, что у его мало друзей. Постарайтесь понять, почему это происходит и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Иногда для этого может потребоваться помощь психолога.

ОДНОРУКИЕ БАНДИТЫ ИЗ КАМЕННЫХ ДЖУНГЛЕЙ

Но если вам удалось как-то регламентировать общение ребенка с компьютером, расслабляться рано. В большом городе его поджидает другая напасть, куда более коварная и грозная: игральные автоматы. Забава выглядит, на первый взгляд, столь невинной, что люди непосвященные не видят в ней абсолютно никакой опасности. Кинул в автомат пять рублей – и закрутились на экране забавные разноцветные картинки: клубнички, цветочки, лошадки. Если повезет – можешь выиграть денежку. Везет, правда редко, но и проигрыш, вроде, не велик, чего уж там пять-десять рублей!

Однако далеко не случайно за веселыми автоматами прочно закрепилось прозвище «одноруких бандитов». На их счету – тысячи искалеченных судеб, разрушенных семей, а то и уголовных преступлений.  Подобно аферистам на доверии, они вкрадчиво манипулируют человеческой психикой, добиваясь того, что жертва сама, по доброй воле, отдает свои деньги.  Самое опасное заключается в том, что автомат воздействует на сферы мозга, которые не контролируются сознанием. У игрока искусственно формируется так называемая «рефлекторная дуга». Происходит это примерно так. Человек садится перед автоматом, бросает деньги — зажигается лампочка. Он внимательно смотрит на крутящиеся барабаны, нажимает соответствующие кнопки. Каждый момент выигрыша сопровождается специфическим звуковым сигналом и цветовыми всполохами. Потом высыпаются деньги под «аккомпанемент» характерного звука, имитирующего звон монет. Кроме того, на экране автомата размещаются в определенных местах специальные цветовые и графические символы,  которые непосредственно воздействуют на определенные зоны мозга, включая или выключая в зависимости от необходимости. К этому добавляются так называемые околопороговые вербальные команды и синхронно модулируемый стереозвук.

Словом, ребенку или подростку достаточно посетить игровой зал раз пять-шесть – и в неокрепшем детском мозгу формируется целый комплекс устойчивых рефлексов, причем настолько глубоких, что сознание неспособно их проконтролировать.  И, как следствие возникает стойкая игровая зависимость.

. Подросток постепенно утрачивает интерес к привычным развлечениям, начинает пропускать уроки в школе, забрасывает спортивную секцию. Он быть, может, и сам уже не рад своей страсти, он, быть может. не раз уже давал себе слово забыть дорогу в игровой зал, но, стоит увидеть переливающуюся всеми цветами радуги неоновую рекламу игровых автоматов, как ноги сами несут его туда, как Буратино – в кукольный театр. Дальше все разворачивается как в скверном фильме. Сначала в пасть к однорукому бандиту летят карманные деньги, затем из дома начинает пропадать мелочь, а постепенно – и более крупные суммы и ценные вещи, и, наконец, начинается настоящее воровство.

ЛЕКАРСТВО ОТ ИГРЫ

Сегодня зависимость от азартных игр, признана тяжелым заболеванием, механизм которого сходен с наркоманией или алкоголизмом. Заболевание, иначе называемое лудоманией (от латинского слова лудус, игра), пока еще мало изучено и вылечить его намного сложнее, чем предотвратить. Но как же предотвратить эту напасть? Ведь не держать же чадо на «коротком поводке» до окончания школы? А оказавшись без взрослых в каменных джунглях, он в любой момент может, сам того не замечая, попасть в лапы «однорукому бандиту»!  Да, как и в случае с наркоманией, определенная степень риска остается всегда. Но все же, ряд средств хотя бы до некоторой степени обезопасить детей у нас есть.

  • Никогда не играйте ни в какие азартные игры в присутствии ребенка сами. То, что вы не зависите от игры и можете в любой момент остановиться, только усугубляет ситуацию – ребенок будет считать это занятие абсолютно невинным и безопасным.
  • С самого детства вырабатывайте у детей разумное отношение к деньгам. Привлекайте их к планированию семейного бюджета, рассказывайте какие суммы уходят у вас на повседневные нужды, лечение, обучение, погашение кредитов. У ребенка должно быть достаточно карманных денег на карманные расходы, кроме того у него всегда должна быть возможность попросить у вас дополнительную сумму на непредвиденные расходы: поход в кино или на футбольный матч. покупка нового мобильного телефона взамен потерянного. Однако в этом случае вы должны иметь возможность проконтролировать, на что именно были потрачены деньги.
  • Проверено, что к заработанным деньгам дети относятся гораздо серьезнее, чем к полученным даром. Поэтому желательно, чтобы подросток мог зарабатывать небольшие деньги. Конечно, не стоит платить ему за выполнение его повседневных обязанностей: уборку комнаты или приготовление уроков. Но если он готов взять на себя часть ваших дел (вымыть машину, присмотреть за младшим братом, пока вы сходите в гости), он имеет полное право на материальное вознаграждение. Ведь в противном случае вам все равно пришлось бы оплачивать услуги няни или ехать на платную автомойку.  Если вам кажется это непедагогичным, предложите чаду устроиться на несложную работу несколько часов в неделю (в кафе быстрого обслуживания, курьером в интернет-магазин и т.д.).
  • В лапы «одноруких бандитов» чаще всего попадаются дети, бесцельно шатающиеся по улицам. Поэтому старайтесь, чтобы у вашего ребенка было много интересных и увлекательных дел, чтобы он чувствовал себя востребованным и полезным.
  • Если вы обнаружили, что ребенок стал жертвой игровой зависимости, ни в коем случае не пытайтесь действовать самостоятельно: угрожать, запрещать, наказывать. Все это лишь усугубит и без тог непростую ситуацию. Необходимо как можно скорее обратиться за помощью к специалистам. Однако нередко родители оттягивают визит, поскольку многих пугает, что данными проблемами обычно занимается психотерапевт, нередко – в союзе с наркологом. А это, как известно, те специалисты, с которыми мы предпочли бы вообще никогда не иметь дела. И все же, стоит преодолеть свое – абсолютно ложное – предубеждение. Ведь лишь  высококвалифицированным специалистам под силу предотвратить дальнейшее развитие болезни и вернуть подростка к нормальной жизни.