Ася Штейн

 

О раннем развитии не слышал сегодня, пожалуй, только очень ленивый. Популярные журналы для родителей пестрят советами, как научить кроху плавать раньше, чем ходить и читать раньше, чем говорить, магазины завалены развивающими играми, а многочисленные курсы с соблазнительными названиями типа «Умка» или «Знайка» гостеприимно приглашают на занятия малышей начиная от полутора лет, а то и раньше. Действительно, за последние полтора-два  десятилетия стало абсолютно очевидным, что способности маленьких детей к обучению поистине безграничны, были разработаны и успешно опробованы методики, позволяющие научить младенцев читать, считать, играть на скрипке и плавать на длительные дистанции. Но одновременно выяснилось, сколько подводных камней таит в себе раннее развитие, насколько бережного к себе отношения требует хрупкий мозг и неокрепшая нервная система маленького человечка. И сегодня мы не будем говорить о плюсах раннего развития, они бесспорны, и о них написаны десятки, если не сотни статей. Остановимся на минусах, а точнее, на тех подводных камнях, которые оно в себе таит.

Пожалуй, главная проблема заключается в том, что под ранним развитием большинство родителей, да и педагогов, понимает интенсивную стимуляцию интеллекта малыша, забывая о необходимости развитии физических, творческих способностей, формировании эмоционального мира ребенка. Практически  все системы раннего развития: и игры Никитиных, и методика Зайцева, и столь популярная в последние годы система Глена Домана, и многие другие направлены, в основном, на развитие левого полушария, которое отвечает за логику и аналитическое мышление. А в дошкольном возрасте – особенно младшем – более активно правое, отвечающее за интуитивно-образное, чувственное восприятие. Говоря проще, маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств, эмоций и фантазии, причем постигать его целостно, во всей полноте, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам».

Но детский мозг чрезвычайно пластичен, и если с малышом начинают едва ли не с самых первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логическими играми, не уделяя при этом должного внимания эмоциональному развитию,  левое полушарие начинает интенсивно развиваться… подавляя при этом нормальное развитие правого. В результате малыш, действительно намного раньше сверстников начинает читать и писать, бойко играет на скрипке и болтает по-английски, обладает солидной для своего возраста эрудицией. Но если правое, «творческое» полушарие осталось неразвитым, малыш просто будет умело и ловко манипулировать буквами, числами, нотами, фактами, но никогда не сможет стать ни выдающимся математиком, ни музыкантом, ни ученым: ведь для этого требуется как раз та загадочная, непостижимая интуиция, то иррациональное, что сокрыто в правом полушарии нашего мозга.

Как же развивать творческие способности? – спрашивают серьезные «продвинутые» родители – укажите, по какой методике нужно заниматься, какие задания использовать? Никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому лучше не думать о методиках, а прежде всего создать ребенку условия для спонтанной творческой игры. Пусть у вашего крохи обязательно будут обычные, ничего не развивающие, но такие любимые куклы, плюшевые мишки, машинки и даже пистолеты с автоматами. Предоставьте ему возможность играть в «грязные» игры с водой, песком, глиной, красками, по своему усмотрению использовать разнообразные предметы (конечно же только те, которые не представляют ценности и не таят в себе опасности): строить дома из картонных коробок и селить в них человечков, сделанных из бельевых прищепок, мастерить из старых занавесок наряды, а из принесенных со двора палок – мечи и луки. Никогда не отрывайте малыша от самостоятельных игр или возни со сверстниками, даже если вы собираетесь заняться с ним сверхполезными и суперразвивающими карточками, кубиками или головоломками.

Вообще, нужно помнить, что игра – не просто ведущий вид деятельности ребенка, как нередко пишут в педагогической литературе. Жизнь ребенка вообще немыслима вне игры.  Его фантазия преображает мир, населяя его эльфами и говорящими мышами, создает невидимый город на ковре, вас самих превращает в добрых всемогущих волшебников. Не спешите увести кроху из зачарованного мира, и если ваше пятилетнее чадо с серьезным видом объясняет, что ветер бывает при перемещении воздушных масс из зоны высокого давления в зону низкого, впору не умиляться, а хвататься за голову, ведь всякий уважающий себя ребенок знает, что ветер получается от того, что качаются деревья!

Любые развивающие игры и занятия должны вписываться в игровое пространство ребенка. Ну разве так трудно предложить испечь из кубиков игры «сложи узор» или другой головоломки торт для мишки, у которого сегодня именины, или помочь зверюшкам спрятаться от серого волка, закрыв окошки ставенками в игре «сложи квадрат», построить дорогу в Изумрудный город из разноцветных кружочков, располагая их в заданной последовательности ( ведь иначе Элли и ее друзья не попадут к могущественному Гудвину!), самостоятельно прочесть волшебное слово, которое поможет расколдовать Спящую красавицу! Быть может, кому-то покажется, что выдумывать каждый раз новые истории слишком утомительно, но, во-первых, дети с упоением играю день за днем в одни и те же игры и вовсе не требуют богатого «репертуара». Достаточно иметь в запасе несколько любимых сюжетов и периодически менять их. Кроме того, можно просто «встраивать» игры в сюжеты сказок или мультиков, которыми в данный момент увлекается малыш. Ведь так интересно придумать новые приключения любимых героев, помочь им спастись от опасности, разгадать хитроумные головоломки!

Очень часто родителям не удается выдержать игровой тон. При малейшей неудаче или задержке они сбиваются на «учительские» интонации, начинают понукать или даже ругать ребенка. Но игра может быть игрой лишь в том случае, если вы отказываетесь от роли наставника и играете с малышом на равных. Иногда стоит лишь на секунду выйти из роли, взять фальшивую «взрослую» ноту, и малыш теряет к игре всякий интерес.

Нередко родители, следуя школьной привычке, стремятся непременно добиться от крохи какого-то ощутимого результата. Но результат – особенно если ребенок еще совсем маленький – может появиться еще очень и очень нескоро, и заниматься, а точнее, играть с малышом нужно лишь ради самого процесса, ведь детская игра самодостаточна, самоценна и не имеет какой-то отдаленной цели. Если развивающие игры доставляют удовольствие и вам, и вашему малышу, значит вы все делаете правильно. Если же ребенок занимается с вами нехотя и под любым предлогом стремится уклониться от «урока», лучше оставьте его в покое, хотя бы на некоторое время. Не стоит заниматься и в том случае, если вы не испытываете от процесса ничего, кроме усталости и раздражения и просто «жертвуете собой» во имя высоких целей. Лучше просто определите со временем в хороший садик или группу гармоничного развития.

В погоне за мифическим результатом родители нередко пытаются «объективно» оценивать успехи малыша, хваля за успехи и критикуя неудачи А теперь представьте себе, что вы говорите годовалому крохе, который сделал свой первый шажок: «Неплохо, конечно, для первого раза, равновесие держишь вполне прилично, вот только спину держи прямее и левой ногой не загребай. Ну тренируйся, тренируйся…» Нелепо, не правда ли? Но разве мы не поступаем точно также, когда наш малыш с гордостью показывает свой первый рисунок или, немного  запинаясь, самостоятельно прочитывает первое слово, играет, пусть и слегка фальшивя, свой первый скрипичный этюд? Важно-то, на самом деле вовсе не то, как далеко продвинулся малыш в том или ином деле: чтобы добиться совершенства, у него впереди еще целая жизнь. Главное, чтобы в нем жила и развивалась жажда творчества и познания, а ее так легко погубить неумелым, не вовремя сделанным замечанием. Если уж вам действительно очень хочется показать ребенку, как надо делать, предложите: «а давай теперь я попробую, интересно, смогу я так как ты или нет?» Если вы смелые родители и не боитесь уронить свой авторитет, можете с первой попытки сделать все из рук вон плохо, чтобы малыш вволю посмеялся над вашим фиаско, а потом попробуйте еще раз, теперь уже правильно.

Не бойтесь «топтаться на месте»: освоив какой-нибудь навык, ребенок способен долго наслаждаться новой игрой. Робким, неуверенным в себе детям полезно сочетать задания нескольких уровней: совсем простые, которые они уже выполняют с легкостью и одно-два посложнее. Иногда, если малыш чувствует себя неуверенно или явно не готов двигаться дальше, можно даже вернуться немного назад,  или отложить игру на несколько недель, а потом начать с нуля. Вообще нужно следить, чтобы малыш не пресытился развивающими играми. В общей сложности они не должны отнимать не больше получаса в день а вместе с творческими занятиями, динамической гимнастикой и т.д. – максимум час- полтора. Причем лучше разбить это время в течение дня на крошечные «порции» по три-пять минут (со старшими детьми – максимум по десять), всегда убирая игру раньше, чем она наскучит малышу. Чтобы сделать игры более заманчивыми, положите их так, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог взять самостоятельно, без вашей помощи. В «открытом доступе» развивающие игры быстро перемешиваются с другими игрушками, идут на строительный материал или суп для кукол и утрачивают всякую привлекательность.

Нередко «правильные», серьезные родители читают своим малышам лишь те книги, которые способны принести им какую-то реальную, ощутимую пользу: это или энциклопедии и научно-популярная литература или книги, способные преподать детям некий нравственный урок. Но почему же сами дети обожают парадоксы Даниила Хармса, нелепицы Спайка Миллигана, «сопелки» и «пыхтелки» Винни-Пуха, в которых, казалось бы, нет ничего познавательного и поучительного? Да как раз потому, что это «правополушарная», не поддающаяся логическому анализу литература, близкая детскому видению мира. Дети и сами обожают сочинять «пыхтелки» и «болталки», в которых, на наш взрослый взгляд, ни складу, ни ладу, и покатываются со смеху, декламируя свои произведения. Жаль только, что эти первые «пробы пера» редко находят понимание со стороны взрослых… Конечно замечательно, когда ребенку нравится читать энциклопедии. Если малыш задаст вам «научный» вопрос, обязательно предложите вместе поискать ответ в энциклопедическом словаре. Прекрасно, если в самом раннем детстве он узнал и полюбил стихи Пушкина или поучительные рассказы Толстого.

Еще более вредно для нравственного развития ребенка, если из его занятий в семье делается культ. Урок игры на фортепьяно состоится, даже если у папы болит голова, мама не идет на встречу с одноклассниками, потому что на это время запланирована экскурсия в музей, бабушка, превозмогая радикулит ведет на плавание, дедушка специально приезжает через весь город, чтобы заниматься английским. Вся семья, кажется, озабочена лишь тем, чтобы вовремя доставить чадо на очередные занятия, изготовить и приобрести необходимые пособия: сначала покупаются кубики Зайцева и лишь потом – новые ботинки для папы… По телефону мама рассказывает исключительно о новых достижениях малыша, на торжественных обедах он читает стихи и играет на скрипке, демонстрирует свои последние рисунки. Перебивая старших, ребенок «на равных» участвует в застольной беседе, требуя исключительно внимания к своей персоне. И не удивительно, ведь ему ежедневно и ежечасно внушается, что в семье он – самый главный, а его занятия – дело исключительной важности. Увы, это не карикатура, а вполне реальная, и к тому же весьма распространенная картина. Стоит ли говорить, что из подобных детей вырастают законченные эгоисты, уверенные в собственной исключительности?

Нередко по поводу раннего развития в семье разгораются настоящие баталии. Воодушевленная первыми успехами мама все время исключительно занятиям с малышом, консервативная бабушка встречает новинки педагогики в штыки, папа чувствует себя заброшенным и требует, чтобы мама больше уделяла время порядку в доме вместо того, чтобы заниматься «всякой ерундой, от которой все равно никакого толка». Чтобы этого не случилось, постарайтесь заранее обсудить с домашними свои  планы. Быть может, бабушка согласится с вашей правотой, если дать ей почитать книги по раннему развитию? А папа, возможно изменит свое мнение, если вы и ему доверите хотя бы изредка самому заниматься с малышом или пригласите поиграть втроем? Но если близкие категорически против, лучше уступить. Ведь никакие, даже самые прогрессивные методики не принесут пользы, если над головкой малыша будут постоянно разражаться скандалы. Пусть лучше кроха на год позже научится читать или даже никогда не будет играть на скрипке, чем окажется в эпицентре семейных землетрясений.

Существует довольно много систем раннего развития, и разобраться в них, особенно молодым мамам и папам, непросто. Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных.

Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры,  игры в никитинские кубики или рамки Монтессори выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение.

Некоторые впадают в противоположную крайность, постоянно экспериментируя то с карточками Домана, то с кубиками Зайцева, то, внезапно увлекшись вальдорфской педагогикой, забрасывают все пособия на антресоли и заменяют их на кукол из непряденой шерсти и некрашеных деревянных лошадок. Малыша подобные эксперименты только сбивают с толку. ведь дети любят во всем постоянство и размеренность. Следует все же помнить, что любая система раннего развития – это, помимо прочего, еще и товар (методические рекомендации. игры, курсы, детские сады), который необходимо повыгоднее продать. Поэтому к выбору методики стоит относиться критически. Лучше всего заранее подробно ознакомиться сразу с несколькими. В принципе, идеальных систем раннего развития не существует, поэтому стоит выбирать из каждой то, что больше подходит именно вашему ребенку и приемлемо для вас самих. Если же вас заинтересовала какая-то педагогическая новинка, не спешите сразу же отметать все то, чем вы занимались раньше. лучше попробуйте сочетать новые элементы с тем, к чему малыш уже привык. Понравится – добавьте еще, не понравится – не расстраивайтесь.

Многие родители полагают, что раннее развитие нужно для того, чтобы получше подготовить ребенка к школе или даже определить его сразу во второй, а то и в третий класс. Но если даже вам и удастся научить четырех -пятилетнего ребенка каллиграфии и таблице умножения (что, в принципе, вполне возможно), толку от этого не будет никакого. Попав в класс с детьми, которые на два-три года старше его малыш будет чувствовать себя крайне неуютно. И даже если в начальной и средней школе он будет хорошо успевать, в старших классах у него могут возникнуть серьезные проблемы, особенно по гуманитарным предметам, для изучения которых нужно не только бойко читать и грамотно писать, но и обладать определенной внутренней зрелостью и жизненным опытом.

Что же касается подготовки к школе, то, ранее развитие вообще не является гарантией хорошей учебы особенно в начальной школе, скорее наоборот, те качества, которые стремятся воспитать в детях авторы и последователи любых методик раннего развития: самостоятельность мышления, непосредственность восприятия, творческий подход к заданию, — отнюдь не приветствуется учителями младших классов даже самых лучших школ: здесь в почете усидчивость, послушание, исполнительность и аккуратность.

Так все-таки, – спросят меня читатели – нужно раннее развитие или нет? Конечно же да, если мы понимаем под ним формирование у малыша способности самостоятельно, творчески мыслить, гармоничное развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей, если ранее развитие не мешает формированию нравственных ценностей, не разрушает его эмоциональный мир, не превращает мимолетные мгновения дошкольного детства в унылую зубрежку или подготовку к бесконечным конкурсам, просмотрам и выступлениям.