Почему человек стремится учиться музыке? Почему, как только в семье подрастает малыш, его ведут в музыкальную студию, в музыкальную школу, в центр детского развития, преподавателя на дом приглашают? И не думают родители о том, как долго задержится их ребёнок в той или иной музыкально-образовательной системе: пройдёт полный курс обучения или посетит несколько занятий, научится хорошо играть на инструменте или просто «песенки со всеми попоёт». Для родителя важно другое – приобщить ребёнка к музыке общеизвестным способом.
На этот вопрос можно ответить так. В мире существуют три основные знаковые системы: БУКВА, ЦИФРА и … НОТА. Первые две являются жизнеобеспечивающими. Без умения пользоваться ими, невозможно представить жизнь человека в современном обществе. Поэтому, хотим мы или не хотим, а мир БУКВ и ЦИФР открыт для каждого из нас с самого раннего детства.
Третья же знаковая система, открывающая нам дверь в духовную сокровищницу человечества, в МУЗЫКУ, остаётся для большинства «тайной за семью печатями», т.к. ни в детском саду, ни в школе музыкальную грамоту, не изучают. Однако вряд ли найдётся человек, который сможет умалить значение музыки. Она сопровождает нас всюду и всегда. Согласитесь: мир пропитан музыкой насквозь, и устранить её из нашей жизни невозможно так же, как невозможно сделать окружающее пространство, например, черным или белым. Можно с уверенностью сказать, что эта колоссальная значимость музыки ставит саму ноту (её строительный материал) в один ряд с буквой и цифрой!
Мы интуитивно чувствуем это значение музыки в своей жизни, поэтому и стремимся учить ребёнка не только «письму и чтению». И очень многие люди, которым не довелось стать музыкально грамотными, с сожалением признают это пробелом в своём образовании и стараются заполнить его у своих детей.
Итак, мы определились:
учить музыке нашего малыша будем обязательно
Появляются два вопроса: когда и как? Ответ на первый вопрос напрашивается сам – как можно раньше. Ведь если ребёнок в раннем возрасте может научиться читать и считать, то, следовательно, он может освоить и музыкальную грамоту также. Идеально – с четырёх лет. В этом возрасте с ним уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений. Но создавать условия для будущих занятий можно ещё раньше, с двух – трёх лет. Для этого необходимо иметь специальные пособия и атрибуты, а родители должны быть знакомы с системой раннего музыкального развития, о которой идёт речь в этой статье.
Можно ли сделать нотную грамоту интересной и увлекательной?
Да, но для этого необходимо найти переходную среду, которой является традиционная музыкальная грамота. В ней ребёнок будет пребывать первое время. Эта среда станет связующим звеном между «неизвестным» – НОТОЙ и «известным»: тем, что мы видим и знаем. Знаем мы буквы и цифры, а видим – многообразный, многоцветный мир объёмов и форм. И что самое интересное – искать её долго не придётся, потому что мы в ней находимся с самого рождения. Это цвет, форма,буква и цифра.
Как всё будет происходить?
Что общего между нотой и буквой? Ноты, как известно, записываются на нотном стане. Но их можно обозначить и буквами: до, ре, ми, фа ,соль ,ля ,си. (Не забывайте, мы в самом начале пути!)
Можно ли сопоставить ноту и цифру? Конечно можно. Нотный ряд до, ре ,ми, фа, соль, ля, си – это числовой ряд от одного до семи — 1,2,3,4,5,6,7.
Как сравнить ноту и цвет? Очень просто. Поглядите на небо после дождя. Там радуга. В радуге семь цветов. Семь цветов – семь нот. Красный – «до», оранжевый – «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си».
А три основные геометрические формы – треугольник, круг, квадрат появятся сами, как только мы начнём заниматься с нашими ожившими звуками, организуя их в пространстве согласно музыкальным законам и правилам. Осталось добавить, что традиционная нотная азбука не отменяется! Она всё время будет находиться рядом: сначала на периферии нашего внимания, а затем незаметно переместится в центр урока. Это произойдёт сразу, как только наш малыш сможет свободно ориентироваться в разноцветных нотах.
Первые уроки с мамой.
Попробуем провести первое занятие при помощи уже известных нам «четырёх начал». Нарисуйте большую красивую радугу. Нижняя полоска – красная, над ней — оранжевая, выше — желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая и снова красная. Наша радуга особая, музыкальная, поэтому она начинается и заканчивается красным цветом.
Расскажите малышу историю о том, как однажды на небе встретились Солнышко и Дождик, протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Эти персонажи (Солнце и Дождь) будут присутствовать на каждом уроке. Они символизируют в музыке два начала – веселое и грустное, Мажор и Минор. На каждом занятии можно повторять этот рассказ и, добавляя в сюжет новые подробности, превращать в спектакль. Например: «Дождик не хотел уходить. Он всё шел и шёл. Звери в лесу промокли. Зайцы начали чихать, белки – кашлять. Заметил Ветерок мокрых зверей и пожалел их. Он прогнал Тучу! Выглянуло Солнышко и протянуло убегающему Дождику свои ладошки. И опять на небе засияла Радуга». Радуга должна быть очень большой, чтобы захватывать внимание ребёнка. Её можно нарисовать на листе ватмана. Солнце и Тучку, из которой льётся дождь, можно вырезать из картона. Звери – игрушки.
Вижу – прикасаюсь – называю. Теперь следует изучить радугу. Пересчитайте с ребенком полоски, прикасаясь к каждой пальчиком: «первая полоска, вторая полоска,… восьмая полоска». Эти прикосновения очень важны, т.к. уже сейчас мы моделируем, имитируем игру основного звукоряда «доремифасольлясидо» на клавишном инструменте или на металлофоне. Проговаривая вслух формулу «первая полоска, вторая полоска…», мы учимся читать ноты, развиваем внимание и дикцию. Пронумеруйте арабскими цифрами полоски на радуге. Рядом с восьмёркой поставьте единицу со звёздочкой: 8 (1*). Теперь надо запомнить, в каком порядке расположены цвета на радуге. Для этого подойдёт известный стишок «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Каждый». Прикасаясь пальчиком к полоскам, учим стишок, запоминаем названия цветов и их порядок на радуге.
Сделайте уменьшенную копию радуги из плотной бумаги и разрежьте её на полоски. Пусть наш маленький ученик научится правильно и быстро собирать это самодельное лото, глядя на большую радугу, висящую на стене.
Кто живёт на радуге? На Радуге жизнь бьёт ключом. Здесь живут девочки – нотки. Можно чередовать: девочки – нотки, девочки – звуки. Они сестрички и подружки. Их восемь. Девочки одеты в разноцветные платья. Все девочки разные, а две, в красных платьицах,–- одинаковые. Каждая девочка живёт на своей полоске. Читайте снизу вверх такую «читалку – считалку»: на красной полоске живёт девочка в красном платье, на оранжевой полоске – девочка в оранжевом платье…на последней полоске снова красная девочка. Красная полоска открывает Радугу, красная полоска закрывает Радугу!
Нарисуйте восемь совершено одинаковых девочек. Платья раскрасьте в цвета радуги. На платьицах напишите их имена: Красная – «ДО», Оранжевая – «РЕ»,.Фиолетовая – «СИ», Красная – «ДО». Девочки – нотки часто приходят к нам в гости (спускаются по лесенке, скатываются по Радуге как по горке, летят на парашютиках, на ковре-самолёте и т.д.). Для чего? Чтобы учить детей музыкальной грамоте, складывать вместе с ними из звуков песенки, петь их и играть на инструменте. Теперь следует выучить с ребёнком имена девочек. Если малыш не умеет читать, очень хорошо положить начало этому процессу на примере наших семи музыкальных слогов. Тем более что буква в сочетании с цветом запоминается и узнаётся очень быстро. Наклейте «девочек» на отдельные карточки и учите ребёнка расставлять их друг за другом, используя Радугу в качестве образца (какая полоска – такая девочка). При этом полезно приговаривать, припевать считалку:Девочку в красном платье зовут «Нота До», девочку в оранжевом платье зовут «Нота Ре»… и т.д. Пропевая этот текст, желательно повышать голосом тон при переходе от одной «девочки» к другой. Но если мама сомневается в качестве своих вокально – слуховых данных, то на этом этапе достаточно выразительного чтения нараспев.
Наши девочки – волшебницы. Радуга рассыпается. Девочки – нотки пришли к нам в гости и …. превратились в маленькие разноцветные квадратики, похожие на кусочки Радуги. Теперь они будут заниматься с нами м у з ы к о й! Девочки исчезают и вместо них появляются карточки. Размер – 3,5 x 3,5. С одной стороны карточки цвет + слог, с другой стороны – цвет + цифра. Давай посмотрим, все ли девочки успели превратиться в квадратики? Расставить и пересчитать карточки – нотки можно, глядя на Радугу. Вариантов занятий с карточками – нотами может быть много. Например. Убрать одну, две карточки и попросить малыша узнать, кто из девочек на месте, а кого нет. Или положить карточки рядом, но не по – порядку. Ребёнок должен найти и исправить ошибку.
Зазвучала радуга Радуга рассыпалась на маленькие кусочки и з а з в у ч а л а! Подводим нашего маленького музыканта к инструменту и показываем ему, как звучат нотки. Перед этим маме надо подготовиться: найти клавишу «до» на инструменте, для себя отметить её и научиться играть звукоряд (гамму) в прямом и в обратном направлении. Играйте с ребёнком по – очереди. Если у вас синтезатор, то найдите на нём несколько приятных тембров и чередуйте их. И ещё один совет: не забывайте при этом поддерживать атмосферу сказочности, тогда восприятие ребёнка всё время будет живым и непосредственным. Конечно, для этого нужно всегда держать «фантазию наготове», чтобы в нужный момент придумать интересный сюжетный ход, который привлечёт внимание вашего малыша. Играть эти упражнения желательно в сопровождении знакомых «читалок – считалок», которые сейчас заменяют слова: «ЭТО КРАСНАЯ НОТКА «ДО» (удерживаем клавишу «до» на протяжении всей фразы). ЭТО – ОРАНЖЕВАЯ НОТКА «РЕ» (удерживаем клавишу «ре»). ЭТО – ЖЕЛТАЯ НОТКА «МИ» ((удерживаем клавишу «ми»), и т.д.
Или так: «ПЕРВУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «ДО» (удерживаем клавишу) «ВТОРУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «РЕ» (удерживаем клавишу) «ТРЕТЬЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «МИ» (удерживаем клавишу) и т.д.
Проигрывая гамму, обращайте внимание ребёнка на звучание каждой ноты. Будет прекрасно, если он услышит сам, что нотки отличаются друг от друга не только по цвету, но и по звуку. Время от времени, в качестве эксперимента, задавайте вопрос: «какая нотка звучит?». Пусть он попробует найти её на Радуге, среди карточек или среди «девочек». Моя многолетняя практика показывает, что у большинства детей, занимающихся по этой программе, рано или поздно появляется абсолютный слух, то есть «прямое видение» музыкальных звуков.
Итак, для музыкальных занятий вам понадобятся следующие вещи:
- Музыкальный клавишный инструмент или металлофон;
- Большой рисунок с изображением радуги и небольшая сборная модель радуги.
- Картонные Солнышко и Тучка с дождиком, домашние звери – игрушки.
- Восемь девочек в разноцветных платьях на карточках (размер 6 x 8 см);
- Два комплекта разноцветных карточек (размер 3,5 x 3,5 см).
Хочется надеяться, что эти первые уроки «домашнего сольфеджио» помогут вам и вашему малышу сделать первый шаг к освоению третьей (значит, главной!) знаковой системы, которой является н о т а, то есть музыкальная грамота, теория музыки.