Ася Штейн

 

Мама и малыш, тесно прижавшись друг другу, рассматривают раскрытую книгу, на которую льется теплый свет настольной лампы… Подобная  картинка, кочуя по детским хрестоматиям, методическим пособиям, глянцевым журналам для родителей и художественным фильмам, давно  уже превратилась  устойчивый символ счастливого, безмятежного детства. И любые заботливые родители, сознательно или бессознательно, стремятся воссоздать в реальности эту идиллическую мизансцену.

Но реальность, как всегда оказывается гораздо сложнее идиллии:  один ребенок послушав минутку, наотрез отказывается продолжать чтение, другой  требует раз за разом перечитывать одну и ту же книжку, третий, хоть и с готовностью слушает чтение. Но непрерывно скачет при этом по комнате или раскачивается на канате, четвертый вообще недвусмысленно предпочитает чтению мультики…

И, чтобы привлечь внимание крохи к книге, заинтересовать его чтением, а в будущем сделать его активным читателем, родителям придется приложить немало усилий. Более того, действуя неумело или чересчур настойчиво, можно привить малышу и неприязнь к чтению.

Однако не стоит бояться! Достаточно знать несколько несложных правил – и дело обязательно пойдет на лад.

Мои первые книжки

Топ-лист золотого фонда детской литературы для самых   маленьких прекрасно известен, он мало подвергается изменениям с течением времени, и практически не будет отличаться от того, что читали детям поколение и даже два назад. Это русские народные потешки и пестушки, стишки А. Барто, Ю. Мориц, К. Чуковского, С. Маршака, Д. Хармса, И. Токмаковой, В. Левина, коротенькие сказочки В. Сутеева и Д. Биссета, русские народные сказки о животных т.д. Эти добротные, проверенные временем книги не нуждаются, пожалуй, ни в рекламе, ни даже в комментарии.

А вот с новыми, недавно появившимися на рынке книгами лучше не экспериментировать или хотя бы внимательно прочитать текст, прежде, чем знакомить с ним кроху: сегодня на рынке встречается масса неграмотных, безвкусных, плохо написанных книг, которым, конечно же, не место в детской вашего крохи.

Чуковского и Биссета с базара понесут…

От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для крохи текст неотделим не только от иллюстрации, но и от образа книги в целом: качества бумаги, шрифта, переплета и т.д.  еще не умеющего читать,  ребенка текст неотделим от иллюстрации. Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей.

Материал: для детей до трех лет лучше покупать книги, напечатанные на твердом ламинированном картоне. Бумага в книгах для детей  более старшего возраста должна быть  плотной, матовой, белой или чуть бежеватой.

Обратите внимание: обязательно  проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчик.

Шрифт в книгах для малышей должен быть четким, ясным, контрастным и крупным: очень многие дети, еще не умея читать, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова.

Иллюстрации: для крохи, который еще не только не умеет читать, но и говорит пока не  очень уверенно, главный канал восприятия текста – это картинки. Поэтому книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание:

  • Чем чаще будут сменяться картинки, тем проще крохе будет воспринимать текст.
  • В идеале иллюстрация должна соответствовать 1-2 предложениям или одной поэтической строке
  • Иллюстрации должны быть полноцветными, крупными, качественно пропечатанными.
  • Чтобы малыш представлял себе, о ком и о чем говорится в книге, важно, чтобы пейзажные и бытовые детали соответствовали, хотя бы в схематичном виде, описываемым реалиям, а сказочные звери, пусть и самые человекоподобные, были узнаваемы.
  • Не покупайте книгу, если ее герои выглядят злыми, неприятными: даже самая страшная баба-яга должна пугать ребенка, у него с самого начала должна быть твердая уверенность, что добро обязательно одержит победу над злом.

В режиме диалога

И все же, как заинтересовать кроху чтением?

Прежде всего, нужно помнить, что чтение, особенно чтение детское – это, прежде всего, общение, диалог читателя с автором и героями, диалог читающего взрослого и слушающего малыша. Отсюда следует несколько важных принципов:

  • Главное условие диалога – это готовность и заинтересованность в общении обоих его участников.  Поэтому читать надо тогда и столько, когда и сколько этого хочется крохе, пусть даже это будет буквально две-три минуты.  Старайтесь закончить чтение прежде, чем малыш начнет скучать
  • Диалог предполагает, что оба его участника активно участвуют в общении. Будьте готовы в любой момент прерваться, чтобы ответить на вопрос или просто реплику  малыша, даже если вам кажется, что то, что говорит, не имеет непосредственного отношения  к тексту.
  • Диалог автора и читателя литературного текста – это процесс совместного творчества. Поэтому обязательно поощряйте малыша, если он хочет поучаствовать в творческом процессе: подобрать новую, неожиданную рифму к хорошо знакомому стихотворению, придумать собственную версию развития событий, к примеру, в сказке про Колобка, разыграть по ролям сцену из любимой книги и т.д.

Обратите внимание: родители часто бывают недовольны, когда дети раз за разом требуют читать одну и ту же сказку и наотрез отказываются послушать что-нибудь новенькое. На самом деле, именно при многократном перечитывании, когда сюжет уже хорошо знаком и внимательно следить за развитием событий не нужно малыш максимально вовлечен в процесс творческой работы над текстом. Он может идентифицировать себя то с одним героем произведения, то с другим, воссоздавать в воображении картину событий и вносить в нее собственные коррективы и т.д.

Техника чтения

Очень важно и то, как именно вы обставляете процесс чтения.

  • Читайте не торопясь, несколько медленнее, чем вы говорите в обычной жизни.
  • При чтении знакомых малышу текстов делайте небольшую паузу перед ключевым словом (при чтении стихов – перед последним словом поэтической строки) Даже если кроха еще не очень хорошо говорит, он, скорее всего, прекрасно помнит нужное слово и успевает воссоздать его в памяти. А если он уже активно осваивает речь, то с готовностью будет «подсказывать» вам.
  • Чтение не должно быть монотонным. Не стесняйтесь слегка утрировать интонации, говорить по-разному «за автора» и «за героев», передавая особенности их характера и настроения. Однако не следует и перебарщивать: чтение вслух это, все-таки, не театр одного актера.

Важно: старайтесь при чтении соблюдать правила пунктуации и орфоэпии, это будет способствовать развитию у малыша чувства языка.

  • Всегда держите книгу так, чтобы кроха мог следить за чтением по картинке.  Когда читаете текст в первый раз, по мере необходимости прерывайтесь, чтобы обсудить с крохой, что именно на ней изображено, особенно если вам встречаются неизвестные малышу реалии, (к примеру, детали деревенского быта в русских народных потешках). При повторном чтении малыш будет делать это уже самостоятельно.

Телевизор: враг или друг?

Среди «продвинутых» родителей бытует мнение, что телевизор, также и все прочие электронные носители информации – главные враги детского чтения. Вне сомнения, известная доля истины в этом есть. Визуальная информация информация воспринимается мозгом значительно проще и, привыкнув к легкому пути, мозг с трудом будет справляться с текстами, не подкрепленными движущимися картинками. Но это, конечно, не значит, что малыша надо вовсе лишить мультиков, тем более, что в золотом фоне классической мультипликации встречается немало настоящих произведений искусства. Более того, при известном старании просмотр мультиков может даже способствовать развитию у крохи  интереса к чтению.

  • Знакомьте кроху с телевизором уже тогда, когда он успеет полюбить чтение. Это, кстати, и для здоровья полезнее!
  • Просмотр мультфильмов не должен занимать больше 15-20 минут в день, желательно, порциями по 7-10 минут.
  • Старайтесь, чтобы кроха сначала услышал сказку в вашем исполнении, а уж потом увидел мультик по этой сказке.

Обратите внимание: если малыш категорически отказывается читать, можно поступить наоборот, попытавшись заинтересовать его литературной версией сказки, знакомой ему по мультику.

  • Выбирайте экранизации, максимально приближенные к литературному тексту. С творческими интерпретациями книг лучше подождать, пока малыш не подрастет.
  • При помощи простенькой программы флеш-анимации попробуйте сами сделать мультик, «оживив» рисунки крохи. счастью его не будет границ!