Сложности начинаются тогда, когда дети слишком много смотрят телевизор или он выходит в детском сознании на первый план. И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав на кнопку, то сознание — вещь тонкая, не поддающаяся запретам. Поэтому нелишне вспомнить о том, что существует вполне официальный термин «телемания». А попросту — это страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей.
Кому-то, может быть, покажется это и не очень страшным, что, к сожалению, не так. Когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации — остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор — поток информации огромный, насыщенный, а главное — неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.
К сожалению, наши дети чаще всего становятся жертвами телемании. Происходит это потому, что родители не могут найти с ребенком общих интересов, тем для обсуждения, да и просто времени. И вместо себя предлагают им телевизор.
Результат телевизионного воспитания, увы, неутешителен. Например, многие родители даже не подозревают о том, что 3-5-летний ребенок все воспринимает буквально, некритично. У малыша еще нет собственных жизненных критериев. И естественно, система ценностей у него формируется согласно тому, что видит на экране. Поэтому не следует удивляться, если на первом месте окажется какой-нибудь «Орбит», причем непременно без сахара…
Кстати, во многих европейских странах дети в школах проходят специальные тренировки — как защититься от лишней информации. Их учат критично относиться к тому, что они слышат с телеэкрана или читают в газетах. Да и вообще к тому, что говорят вокруг. Психологи считают это умение очень важным, потому что оно помогает сохранять психическое равновесие и целостность личности.
Еще один важный момент. Ребенок устроен так, что прежде всего реагирует на внешнюю сторону вещей — яркость, динамичность.
А теперь вспомните самые известные мультфильмы: кто самый смешной, самый яркий, самый запоминающийся? Конечно, отрицательный герой. Он-то и становится примером для подражания. Малыш просто не сумеет разглядеть за яркой формой содержания и в жизни станет подражать тому, кто больше запомнится.
Еще один подводный камень в том, что благодаря телевизору у ребенка появляется пассивное восприятие жизни. Ведь голубой экран дает возможность пережить яркие впечатления, узнать много нового и захватывающего, не вставая с собственного дивана. И действительно, зачем куда-то ездить, чем-то заниматься, когда вот он — весь мир как на ладони! Родителям это, конечно, поначалу очень удобно — не надо читать книги, водить ребенка в театр или зоопарк. Все это можно увидеть по телевизору. Проблемы начинаются тогда, когда дорогое чадо напрочь отказывается учиться читать, настойчиво требуя мультиков.
Что же делать, если ребенок уже «заболел» телеманией? Прежде всего заменить телевизор собой. То есть, выключив вожделенный экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки?
Еще один очень хороший способ — поиграть в театр. Используя героев тех же любимых мультфильмов, например Тома и Джерри, придумайте собственные сюжеты. Кстати, с помощью этой игры можно продемонстрировать ребенку такие качества, как сострадание, научить его быть нежным. Сюжеты можно придумывать вместе. И наконец, вспомните чудесную игру, которой вы сами увлекались, будучи младшими школьниками, — рисование мультфильмов. Помните эти блокнотики, на которых рисовались человечки, поднимающие и опускающие ручки? Придумайте вместе с ребенком сюжет, в четыре руки нарисуйте все это — и показывайте папе, бабушке, приятелям из детского сада. Малыш будет просто счастлив.
И все же, несмотря на вышесказанное, не стоит поднимать крик всякий раз, когда ребенок подходит к телевизору. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Малыш может многому научиться, смотря телепередачу или видео, хотя он и остается лишь наблюдателем и получателем информации, а не участником событий.
Просто старайтесь подбирать ребенку «телерепертуар», быть в курсе того, что он смотрит и как это отражается на его психике.
И было бы здорово, если бы в выходные вы отвлеклись от своих дел, вместе посмотрели передачу про животных или про путешествие. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, и от такого времяпрепровождения вам обоим будет только польза и радость.