Ася Штейн

 

Отзвенел первый школьный звонок, гладиолусы и георгины потихоньку вянут на учительском столе, убрана в шкаф парадная форма. Праздник кончился, начались школьные будни. И теперь, когда поутихла первая эйфория маленького ученика и его родителей, взволнованных и умиленных эпохальным событием, выясняется, что в водовороте школьной жизни скрыты коварные подводные камни. И чем скорее малыш научится их обходить, тем успешнее пройдет непростой период адаптации к школе.

Собственно, весь первый школьный год посвящен, в первую очередь, именно этой задаче: научить вчерашнего дошколенка быть учеником. Конечно, отчасти этим занимаются учителя. Но все же, в школе ваш малыш проводит пока только три, от силы четыре часа в день, а большая часть его жизни проходит, как и прежде, дома. А значит, родителям придется принимать в этом процессе самое непосредственное участие.

Очень важно, чтобы в первые недели школьной жизни рядом с ребенком был тот член семьи, с которым он наиболее близок. Даже если вы планируете, что  в дальнейшем с ребенком будет оставаться няня или бабушка, постарайтесь взять отпуск хотя бы на две-три недели сентября, чтобы помочь вашему первоклашке войти в нормальный ритм школьной жизни. По этой же причине не стоит с сентября устраивать ребенка на «продленку».

НАЧНЕМ С СЕБЯ

Признаемся самим себе, что, отправляя чадо в первый класс, каждый из нас в глубине души мечтает видеть его если и не круглым отличником, то, во всяком случае, успешным учеником. И если поначалу не все получается гладко, редкие родители способны сдержать раздражение и разочарование: они  обмануты в своих ожиданиях.  На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа…

Но ведь не только родители, но и сам первоклашка предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, хотя он так старается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любилибезусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить: научиться писать эти ужасные крючки, стать таким же усидчивым, как суперотличница Маша  или сообразительным, как вундеркинд Федя.

Но ведь вы-то на самом деле любите именно его, пусть и не такого усидчивого, как суперотличница Маша и не такого сообразительного, как вундеркинд Федя. Так и не стесняйтесь показывать это! Сравнивайте ребенка лишь с ним самим. Поймите сами и убедите ребенка, что в школу ходят учиться, а не добиваться результатов. А когда учишься, без неудач не обойтись. Ведь не ругали же вы малыша, когда он падал, учась кататься на роликах или велосипеде?

Спокойное и здравое отношение к неурядицам, без которых, как правило, не обходится период школьной адаптации, поможет  вам создать атмосферу сотрудничества. То есть, вы не выступаете не в традиционной роли надсмотрщика, задача которого – всеми правдами и неправдами затолкать упирающееся чадо за письменный стол и заставить его написать-посчитать-раскрасить-запомнить, а становитесь партнером малыша. А партнерские отношения предполагают очень многое: и взаимное уважение, и взаимную поддержку, и умение самостоятельно принимать решения, и ответственность за взятые на себя обязательства, и многое, многое другое.

Но разве может маленький ребенку справиться со столь трудными задачами, которые и взрослым-то далеко не всем под силу? – спросят родители. Не бойтесь, на практике все выглядит намного менее пугающе, чем в теории.

ВНИМАНИЕ: ПОДЪЕМ!

Редким счастливцам-«жаворонкам» удается с легкостью вставать по утрам. Большая же часть человечества вынуждена ежеутренне мучительно преодолевать почти непреодолимый барьер между сном и явью.  Конечно, начать приспосабливаться к новому режиму стоило еще летом (как этого добиться, мы писали в июльском номере). Но все же, даже в этом случае научиться без проблем вовремя вставать по утрам  не так-то просто.

Разумно вместо того, чтобы долго, с уговорами и скандалами будить ребенка, с самого начала переложить ответственность за своевременный подъем на него самого. Для этого достаточно подарить ему на первое сентября симпатичный будильник. Это подчеркнет значимость его нового статуса: ведь у дошколят-то будильников нет. Подчеркните, как для вас важно, чтобы малыш вставал самостоятельно, что вы полагаетесь на него. Обсудите, когда стоит встать, чтобы спокойно собраться и не спеша добраться до школы, вместе задайте нужное время.

Если ребенку очень трудно просыпаться по утрам, попробуйте кормить его в постели. В этом случае ему не нужно будет резко вскакивать с кровати, а за время завтрака он постепенно проснется и легко встанет.

Чтобы  свести к минимуму утреннюю суматоху, старайтесь добиться, чтобы  малыш с вечера не только собрал портфель, но и приготовил (с вашей, конечно, помощью!) вообще все необходимое с утра: белье, одежду, носовой платок и т.д.

Не ждите, что после «утренней побудки» ребенок быстро и организованно сделает все необходимые дела. Внимания шести-семилетнего первоклашки хватает пока только на выполнение коротких пошаговых операций. Ваши раздраженные, но весьма расплывчатые команды типа «собирайся немедленно!» лишь пугают его и вводят в состояние ступора. Гораздо эффективнее давать четкие и конкретные инструкции: «умойся и почисти зубы», «надень трусики, майку, колготки, форму», «причешись», «обуйся».

НАМ ВЕЛЕЛИ ПРИНЕСТИ…

Пластилин. Или кассу букв и слогов. Или баночку-непроливайку для урока рисования. Или счетные палочки. Или загадочный предмет под названием «абак»…

Список может быть бесконечным. И все бы ничего, да только ваш новоиспеченный первоклассник вспоминает об этом непосредственно перед сном, когда все магазины уже давно закрыты. Можно, конечно, в воспитательных целях отправить его завтра в школу без пластилина, кассы и баночки, чтобы, дескать, почувствовал, как важно быть внимательным. Но, подумайте, стоит ли?

Ведь на него обрушилась в эти недели невиданная доселе нагрузка и степень ответственности. Он просто еще не в состоянии запомнить и переварить всю информацию, которую получает в школе. Поэтому постарайтесь сами вовремя уточнить у учительницы, не нужно ли докупить что-то из школьных принадлежностей.

Самый лучший способ застраховать себя от подобных неожиданностей – приучить малыша собирать портфель сразу после того, как сделаны уроки назавтра. Тогда и о пресловутом пластилине он вспомнит вовремя.  

И тут встает еще один вопрос: как сделать так, чтобы в портфеле и вправду оказалось все необходимое. Конечно, самое простое – собирать портфель за ребенка или непосредственно контролировать процесс сборов. Простое… но – не самое разумное. Ведь, привыкнув, что за его имущество отвечаете вы, ребенок с радостью переложит эту обязанность на вас.

Обычно на первом родительском собрании учительница раздает список, в котором указано, что необходимо иметь на каждом уроке. Предложите ребенку вместе распечатать этот список крупными красивыми буквами и повесить на видном месте рядом с расписанием уроков. Теперь, собирая портфель, он будет сверяться с памяткой. Конечно, без «проколов», особенно на первых  порах, вряд ли обойдется. Поэтому стоит перед сном проверять портфель по списку еще раз.

Первоклашки постоянно теряют школьные мелочи: ластики, карандаши, ручки, линейки. Вместо того, чтобы ругать его из-за этого, имейте дома небольшой запас канцтоваров и пополняйте его по мере необходимости.

УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ

И все же, самая большая головная боль родителей – это приготовление уроков. Хотя официально считается, что в первом классе домашних заданий не задают, на практике задают фактически повсеместно. В большинстве случаев родители считают, что самое правильно – сидеть рядом с ребенком, контролируя каждый его шаг. Это в корне неверно. Ведь таким образом они дают понять первоклашке, что, хотя пишет палочки-крючочки он сам, за результат отвечает кто-то другой: мама или бабушка.

С другой стороны, было бы неправильным  впадать в противоположную крайность, утверждая, что, мол, ты учишься, вот ты сам и отвечай за свои уроки, а что там получится – пусть учительница проверяет.

Ведь ваш малыш еще только делает свои первые шаги в школе, он учится быть учеником. И ваша задача — помочь ему освоить это искусство, от которого, в конечном итоге, и зависит, будет ли он успешен в учебе.

Самое разумное – предложить ребенку свое сотрудничество и поддержку, но дать при этом понять, что основная ответственность как за процесс приготовления уроков, так и за результат лежит на нем самом, вы можете лишь помочь там, где он пока не справляется сам.

Придя из школы, обсудите с малышом, сколько ему нужно времени для отдыха, когда он планирует сесть за уроки. Предложите поставить будильник на условленное время, чтобы ничего не перепутать.

Вместе посмотрите, что задано, решите, с чего лучше начать. Обычно психологи рекомендуют начинать с самого трудного, но робким, неуверенным в себе детям лучше начать с того, что дается проще. Разбейте задание на отдельные операции и продумайте, с какими из них малыш справится сам, а где может потребоваться ваша помощь. К примеру: «напиши прописи, а потом вместе подумаем, как решать эту сложную задачку». Пока ребенок занимается самостоятельно, выйдите из комнаты или хотя бы займитесь своими делами.

Как медлительным, так и чрезмерно торопливым детям полезно ставить четкие временные рамки, которые им потребуются как на выполнение отдельных заданий, так и на приготовление уроков в целом. Очень удобны для этой цели песочные часы. Однако относитесь к возможностям ребенка реалистично и давайте ему на выполнение задания столько времени, сколькое ему действительно необходимо.

Часто дети доводят родителей до белого каления, каждые пять минут требуя то попить, то поесть, то сходить в туалет. В результате приготовление уроков растягивается едва ли не до бесконечности. Связано это с тем, что большинству первоклашек пока еще просто тяжело долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание. В этом случае стоит сразу же оговорить, как часто вы будете устраивать «переменки» и как долго ни будут продолжаться ( к примеру, каждые пятнадцать минут по три минутки)

Проверять уроки лучше тоже совместно. Даже если дела идут не блестяще, не спешите впадать в ярость, рвать тетрадки, уличать чадо во всех мыслимых и немыслимых прегрешениях. Ведь, повторимся, мы учимся, а не добиваемся результатов и не пытаемся произвести на учительницу или кого-то еще наилучшее впечатление.  Спросите у малыша, как, по его мнению, он выполнил задание, мог ли сделать лучше, почему это не получилось. Предложите ему найти самые удачные, с его точки зрения, буквы или цифры, потом – самые неудачные. Сравните, чего получилось больше: удач или промахов. Если вы заметили в работе ошибки, скажите об этом ребенку и предложите найти их самостоятельно. Если это не получается – задайте наводящий вопрос, и только если это дало результатов, укажите на ошибку, вместе обсудите, как ее исправить.

Если ребенок сделал ошибку, не нужно пытаться что-то затереть ластиком или поглотителем, зачистить бритвой и т.д. Достаточно просто аккуратно зачеркнуть неверную букву или цифру и написать сверху верную. Ведь учителю нужно не получить безукоризненную «выставочную» домашнюю работу, а видеть, как развивается тот или иной ученик, какие у него есть проблемы и как их можно решить. Тем более незачем заставлять малыша переписывать заново неудачную с вашей точки зрения работу.

НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА

Ребенок должен с самого начала понять и почувствовать, что в школе вы – его союзник и защитник. Тогда в любой, даже самой нелицеприятной ситуации он сможет смело рассказать вам о происшедшем, и вы поможете найти выход из положения.

Как бы ни были ужасны «прегрешения» вашего первоклашки, никогда не распекайте его в присутствии учительницы и не позволяйте ей делать это при вас. Подумайте сами, что чувствует маленький человечек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздраженными взрослыми. И как больно ему будет узнать, что вы переметнулись «в стан врага» и ругаете его вместе с учительницей, вместо того чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его в этом незнакомом и неуютном месте.

Позже, наедине, вы обязательно скажете, что у вас был сегодня неприятный разговор с учительницей, и вы хотели бы разобраться в том, что произошло и помочь ребенку решить его проблемы. Обязательно выслушайте и его версию событий. Даже если она очень сильно отличается от того, что говорила вам учительница, не спешите обвинять ребенка во лжи. Скорее всего, он просто по-иному видит ситуацию, и очень важно понять, как именно.

С другой стороны, если ребенок сам жалуется вам на учительницу, не стоит сразу же очертя голову бросаться выяснять отношения. Иногда дети просто-напросто неверно истолковывают слова и действия учителя.

Но все же, случается, что ребенок и в школе, и дома ловко манипулирует фактами, слегка видоизменяя их в свою пользу. А бывает и так, что дети сознательно выдумывают самые фантастические небылицы просто-напросто для того, чтобы привлечь к себе внимание. Поэтому, если в рассказах ребенка о школе вас что-то смутило, лучше всего попросить учительницу о личной встрече наедине и в мягкой форме попытаться выяснить, как она видит эту ситуацию. Иногда, особенно в серьезных случаях, бывает полезно опросить и свидетелей: одноклассников, их родителей, других учителей.

Даже если вы не во всем согласны с учительницей, никогда не позволяйте себе критиковать ее в присутствии ребенка. Во-первых, малыш может просто повторить ваши слова одноклассникам или самой учительнице и возникнет очень неловкая ситуация. А во-вторых, ребенок будет успешно учиться лишь в том случае, если он будет полностью доверять учителю. В крайнем случае, можно сказать примерно так: «Мы, конечно, привыкли поступать по-другому, но у Марьи Петровны, наверное, есть свои причины делать или говорить так».