Ольга Коновалова

 

(или нечто о пользе «грязных» игр)

Все дети обожают возиться с землей. Ну разве это не удовольствие: зачерпнуть из лужи горсть жидкой грязи и размазать ее по себе А обустраивать в рыхлой земле «садик» из листочков и палочек? А лепить из влажной земли забавные фигурки?…Но редко когда родители поощряют эти увлекательные «грязные» игры» и еще реже используют их в учебных целях. А зря! Ведь даже наука есть отдельная, почвоведение, изучающая как устроены и из чего состоят почвы. Вот и мы сегодня станем учеными-почвоведами.

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

Это поверхностный слой земли, на котором могут расти растения. Почва разделяет два мира: подземной тьмы и надземного солнечного света. Дате малышу в ладошку комок хорошей, плодородной земли (можно из цветочного горшка). Предложите рассказать, какая она: рыхлая, мягкая, влажная, теплая, черная… Спросите ребенка, какая земля по его мнению: хорошая или плохая? Если вы не слишком часто ругали ребенка за грязь, он, скорее всего, согласится, что земля хорошая: ведь она дает жизнь цветам и деревьям.

А МНОГО ЛИ НА ЗЕМЛЕ ЗЕМЛИ?

Конечно, много – скажет любой ребенок. А вот и нет!

Возьмите яблоко и печеную картошку и разрежьте пополам. С одной половинки срежьте шкурку. Спросите у малыша, тонкая на его взгляд, шкурка или толстая. Рассмотрите вторую половинку. Попытайтесь определить, где кончается граница шкурки и начинается мякоть.

Слой почвы, покрывающей земной шар относительно так же тонок, как яблочная шкурка. Только на этой тоненькой пленочке растут растения, цветы.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПОЧВА?

Родилась почва из камня под действием ветра, воды и Солнца. Горные породы на земле разрушаются под влиянием ветра, воды, температуры и превращаются в маленькие частички: камушки, песчинки. Хотите убедиться, что вода и перепады температуры разрушают горы?

Возьмите камень, подержите несколько минут в воде, чтобы она проникла в поры и трещинки, и положите в морозилку. Через несколько часов выньте камень, дайте ему нагреться на воздухе и рассмотрите. Замерзая, вода увеличилась в объеме, и трещины стали шире и глубже. Если опыт не удался сразу, можно повторить его несколько раз и добиться того, что камень раскрошится. Ведь процесс разрушения гор длится миллионы лет.

КТО В ПОЧВЕ ЖИВЕТ? 

Хотите увидеть некоторых жильцов почвы?

Возьмите воронку (лучше стеклянную) и застелите изнутри куском марли. Насыпьте на марлю немного почвы. Поставьте воронку в горловину пустой банки и на всю ночь зажгите над ней лампу. Свет выманит из почвы жучков-червячков, и они упадут на дно банки. Их интересно рассматривать, особенно, если есть хорошая лупа и определитель насекомых. Вероятно, вы увидите многоножку (длинное серенькое тельце, бахрома ножек вдоль него и усики-рожки), ногохвостку (маленькую, желто-коричневую, «раздвоенную» с обоих концов), личинку жука-солдатика с тремя парами ножек, длинным брюхом и утолщениями-рожками на голове). Рассмотрев добычу, вытряхните животных на газон – пусть живут.

МАЛЕНЬКИЕ ЗЕМЛЕКОПЫ

Маленькие существа, живущие в почве очень полезны, ведь они рыхлят ее, а в рыхлой, мягкой почве быстрее растут и развиваются крошечные семена, а взрослым растениям из взрыхленной земли легче добывать влагу.

Убедиться в этом поможет такой опыт. Насыпьте в стеклянную банку слой земли, слой песка и еще один слой земли. Все слои тщательно утрамбуйте. Посадите в банку земляного червяка, туго обвяжите марлей и поставьте в темное место. На другой день осторожно достаньте банку. Все слои будут перемешаны, а земля станет рыхлой.

А теперь добавьте в банку немного листьев. На следующий день количество изрядно уменьшится. Куда же они делись? Да их съел наш червяк. А заодно проглотил изрядное количество почвы. пройдя через его желудок и смешавшись с «бывшими» листьями, она стала не только более полезной для растений. Вот как постарался наш червяк-землекоп! Не забудьте отпустить его на газон!

ЕСТЬ ЛИ В ПОЧВЕ ВОЗДУХ?

Спросите у малыша, есть ли, по его мнению, в почве воздух. Скорее всего, он ответит, что нет.  Но ведь в почве живет такая куча всякой живности, чем же они все дышат? Чтобы это узнать, проведем такой опыт.

Червяк – землекоп Опустите в банку с водой образец почвы. А теперь будем наблюдать. Вот со дна банки к поверхности побежали маленькие пузырьки. А это значит… правильно, что в почве есть воздух. Им-то и дышат крошечные подземные обитатели.

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕГНОЙ?

На минеральных частицах, образующихся при разрушении породы, поначалу растут крошечные растения и живут крошечные существа, которым надо совсем немного места и пищи. Отмирая, они попадают в землю и превращаются в перегной. Со временем слой почвы становится толще. Она может прокормить все более крупные растения. Листья, травы, деревья когда кончается срок их жизни, становится частью той почвы, которая когда-то их вскормила, возвращая ей взятые «в долг» питательные вещества.

Набросайте в сосуд листья, картофельную кожуру, яблочные очистки, спитой чай и т.п. Поварите немного в небольшом количестве воды, пока она почти вся не испарится. Смешайте с небольшим количеством земли и оставьте на свету. Появившиеся в сосуде мушки не должны вас раздражать: они создают гумус! Через какое-то время вы перестанете различать по виду отдельные составляющие, а потом увидите, что смесь превратилась в однородную черную массу. Можете добавить перегной в комнатные цветы – они это оценят.

ЧТО ЕДЯТ ДЕРЕВЬЯ?

Купите в зоологическом магазине пророщенную траву для кошек. Предложите малышу пощупать землю Какая она? Влажная. Поставьте траву на пару дней в сухое место и не поливайте. Что произошло? Травка стала вянуть? Почему? Потому что мы ее не поливали.  А зачем цветочкам вода? Они ее пьют! Нет, не только»! Они ее… едят. Когда вода попадает в почву, в ней растворяются разные полезные вещества, и растения с помощью корней вытягивают из почвы этот питательный «бульон».

Осторожно выньте из земли с корнем какое-нибудь растение (подойдет та же кошачья травка или купленная на рынке петрушка с корнями). На что похожи тоненькие корешки? Правильно, на трубочки. И дерево пьет из земли соки, совсем как ты – сок или молоко из пакетика!

КТО СПИТ НА ЛЕСНОЙ ПОДСТИЛКЕ?

Лесная почва легкая, рассыпчатая. Как ей удается прокормить такую массу растений? Да с их же помощью! Во-первых, с опавшей листвой деревья возвращают земле взятые из нее питательные вещества, так что почва не истощается. Во-вторых, ветви и обильная листва деревьев защищают ее от разрушительных прямых струй дождя, а лесная подстилка укрывает от дождевых капель и удерживает питательные элементы от вымывания. Не правда ли, удивительно милый образ – «лесная подстилка»? Скорее всего, ваш маленький ребенок не знает еще этого термина. Но спросите его, кто спит на лесной подстилке, и он, наверное, придумает сказку. А вот в горах, где такой подстилки нет, поэтому почва легко вымывается бурными горными потоками.

Насыпьте в широкую миску холмик земли, перемешанной с камушками. Обильно полейте водой из лейки (это будет дождь) и наблюдай за последствиями. Они такие же, как в настоящих горах. Долины плодородны потому, что в них вода несет и частицы почвы, и питательные вещества, вымытые со склонов гор.

ЗАЧЕМ ПОЧВЕ ТРАВА?

Возьмите два образца почвы: голый комок земли и такой же по размеру кусок, но уже пронизанный корнями растений(или покрытый мхом). Оставьте их под дождем на балконе или подоконнике. Что произойдет? Первый из наших экспериментальных объектов быстро размоется, растечется, а то, что останется к концу дождя, разнесет ветер, ноги пешеходов, лапы птиц и животных.

Значит, не только почва помогает растениям, но и растения почве!

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОДЗЕМНОМУ МИРУ

Во время прогулки найдите небольшой обрыв, крутой берег реки или сами сделайте вертикальный почвенный срез (проще говоря, яму). Слои почвы, которые видны на срезе, называются горизонтами, хотя уходят не вдаль, а вниз.

В самой глубине – горная материнская порода, из минералов которой сотворена почва..

Над материнской породой лежит «подпочва», в которой много глины. Вода здесь просачивается с трудом Зато много разнообразных корней

Верхний горизонт – гумусовый. Здесь много личинок, червей, насекомых. У самой поверхности земли гумусовый горизонт темнее всего, потому что здесь под действием воды и солнца листья сгнивают быстрее. По мере удаления от поверхности гумуса становится меньше, а минералов – больше.

На границе с подпочвой можно видеть совсем светлый слой, который называется «горизонт вымывания». Вода, просачиваясь с поверхности в глубину, растворила и унесла из него все органические и минеральные вещества, остался один кремнезем. В горизонте вымывания  корней растений почти нет, потому что нет и пищи.

Сделайте в земле ямку глубиной хотя бы на штык лопаты, перемешайте хорошенько вынутую почву, возьмите небольшое ее количество (примерно детское ведерко), насыпьте в банку и залейте водой (примерно на палец выше слоя земли). Дайте отстояться несколько дней. Если терпения мало, можно потряхивать или слегка помешивать банку. Почва расслоится, и вы сможете изучить ее состав. Наверху будет гумус. Под ним – глина Ниже – частички породы. Под ними – песок. И на самом дне – гравий. Вода в нашем опыте играет роль смазки, облегчая перемещение частиц. Конечно, в природе процесс расслоения почвы происходит в тысячи раз медленнее.