Газета «Культура» №4 (7717) 4-10 февраля 2010 г.

3 февраля 2010 года Владимиру Михайловичу Штейну исполнилось бы семьдесят лет. Он ушел из жизни в год своего шестидесятилетия, оставив после себя театр — Московский театр детской книги «Волшебная лампа» — и открытия кукольной сцены, которые его коллеги по всему миру щедро используют по сей день.

Штейн был выдающимся режиссером и яркой личностью, человеком неординарной судьбы, которая вела его по жизни, обращая все (в том числе и неудачи) на пользу его таланту и предназначению. Даже неудача при поступлении на актерский факультет вылилась для него в обретение призвания. В Доме пионеров, где он занимался в знаменитой театральной студии, оставшемуся не у дел одаренному мальчику поручили создать театр кукол. Что он и осуществил благодаря неистовой увлеченности и неведомо откуда взявшимся авторитету и мастерству. А дальше было признание самого главного кукольника СССР — Сергея Владимировича Образцова, сотрудничество с ним в Центральном академическом театре кукол и ГИТИСе, где Штейн начал преподавать еще до того, как сам получил режиссерское образование. В театре Образцова креативная натура Штейна не могла реализоваться полно. Этот период, как и многое в жизни Владимира Михайловича, завершился необычным образом. Он сделал творческую заявку на постановку «Белого парохода» Ч.Айтматова, что обнаружило: учитель и ученик понимают кукольный театр слишком по-разному. И, когда Штейну предложили должность главного режиссера Башкирского театра кукол, он принял предложение и осуществил в Уфе свои дерзкие замыслы. Поставил «Белый пароход» (к слову сказать, безоговорочно принятый Образцовым), «Галиму» М.Гафури, «Не бросай огонь, Прометей!» М.Карима и другие свои знаменитые спектакли, открывавшие неведомые доселе горизонты кукольной сцены. После триумфальных гастролей уфимского театра в столице, Штейну пришлось покинуть «взращенную» им труппу.

И тогда он вернулся в Москву и вместе с замечательным театральным художником Мариной Грибановой, постоянным соратником, соавтором и женой, занялся главным делом своей жизни — созданием Московского театра детской книги «Волшебная лампа». И создал, получив возможность беспрепятственно заниматься тем, что любил больше всего, — переводить на язык сцены первоклассную литературу. Его пушкинская «Капитанская дочка» была столь многозначна по смыслу и художественно выразительна, что ее посещение многие столичные школы включили в свою программу. Его «Сказка о мертвой царевне» с куклой-Пушкиным, пишущим письма Наталье Николаевне Гончаровой, стала настоящей новацией. А потрясающий своей теплотой и изобретательностью «Мальчик Мотл» Шолом-Алейхема заставлял смеяться и плакать и детей, и взрослых. Сегодня «Волшебная лампа» — один из самых популярных детских театров столицы. Для многих маленьких москвичей она — первый театр в их жизни, а постановки Штейна — хрупкая, ажурно-изысканная «Принцесса на горошине» Андерсена или веселый, остроумный, шаловливый «Кошкин дом» Маршака — первые увиденные спектакли. И это — высшая награда для человека, посвятившего себя детям и театру.

Алла МИШИНА