«Экран и сцена», номер 12(582) 2001 год.
В спектакле Московского театра детской книги «Волшебная лампа» «Винни-Пух и все, все, все…» маленькому Кристоферу Робину (тому самому, для которого и была написана сказка Милна) все забавные истории про плюшевого медвежонка и его друзей рассказывают взрослые члены семьи. Вернее, не рассказывают, а разыгрывают, беря в руки куклу. Центральным персонажем спектакля, конечно же, является сам Винни-Пух, роль которого выпала на долю Папы. Именно, его трогательно-шутливые взаимоотношения со своим плюшевым альтер эго, так же как и его отношения с сыном Кристофером Робином, составляют особое очарование этого доброго, веселого и в то же время пронизанного ностальгией спектакля. Недаром, театр определил жанр своей постановки, как «воспоминание о детстве».
Аркадий Капатов сыграл поочередно две роли. Сначала — Кристофера, а затем — Папу (он же Винни-Пух). Кристофер стал одной из первых ролей артиста. Выпускник Нижегородского театрального училища, Аркадий Капатов привнес в нее то неподдельное обаяние юношеской непосредственности и ребячливости, на которые способен только очень молодой исполнитель.
Артист не играл малыша, не сюсюкал. Он просто рассказывал о детстве с высоты своих девятнадцати лет. Действие спектакля начинается с возвращения Кристофера (уже юноши) домой после разлуки. Очутившись в своей бывшей детской, вдохнув аромат воспоминаний, он, словно по мановению волшебной палочки, вызывает из памяти дорогие сердцу образы. Сначала зритель слышит только звуки голосов, потом появляются — Папа, Мама, Бабушка, Дядюшка, Тетушка и, наконец, оживают вынутые из сундука игрушки: Винни-Пух и все, все, все…
Сегодня обстоятельства жизни театра «Волшебная лампа», в котором Аркадий Капатов успешно работает уже шестой сезон, сложились так, что артисту пришлось перейти на роль Папы–Винни-Пуха. Возможно, непроизвольно, но его работа придала спектаклю новое звучание. Папа в исполнении Аркадия Капатова — повзрослевший Кристофер Робин. По-прежнему мальчишка, старающийся держаться посолиднее. Он вглядывается в сына, как в зеркало, будто бы видя себя в детстве. Все понимает про своего мальчика, чувствует, когда тому трудно, и старается его поддержать, так же как артист Капатов старается поддержать свою обаятельную партнершу — новую исполнительницу роли Кристофера Марию Кашину. И эта товарищеская взаимопомощь тоже работает на замысел спектакля. А когда Папа становится Винни-Пухом, Аркадий получает возможность продемонстрировать свое умение артиста-кукловода, создавая образ медвежонка, увиденного глазами взрослого и ребенка одновременно. И это «двойное зрение» помогает поддерживать на сцене атмосферу любви и взаимопонимания, царящую между всеми героями спектакля. Потому что спектакль театра «Волшебная лампа» «Винни-Пух и все, все, все…» — о любви, дружбе, преданности и детстве, которое никогда не кончается.
За время работы в «Волшебной лампе» Аркадий переиграл роли практически во всех спектаклях. Но почему-то кажется, что Папа-Винни-Пух — некая веха в биографии артиста. Роль была сделана уже после ухода из жизни создателя и художественного руководителя театра «Волшебная лампа» крупнейшего режиссера театра кукол Владимира Штейна, связывавшего большинство своих творческих планов с артистом Аркадием Капатовым. Точно так же, как, будучи главным режиссером кукольного театра в Уфе, Владимир Михайлович связывал свои планы с отцом Аркаши — артистом Игорем Капатовым (ныне народным артистом Башкирии), сыгравшим в спектаклях Штейна, быть может, лучшие свои роли.
И на уфимскую сцену Аркаша вышел впервые в возрасте трех с половиной лет в спектакле «Комедия об Искремасе», который оформила замечательный художник Марина Грибанова, впоследствии вместе со своим мужем Владимиром Штейном, создавшая театр детской книги «Волшебная лампа» и возглавившая его после смерти Владимира Михайловича.
Так что в жизни талантливого артиста Аркадия Калатова переплелось очень многое — детство, театр, жизнь, работа, семья, роли. И его Кристоферу Робину было просто предрешено вырасти в Папу-Винни-Пуха.