Страстной бульвар Выпуск №3-143/2011, Книжная полка
Наталия Райтаровская. «Владимир Штейн. История одного театра и судьбы».
Серия «Мастера театра кукол». Москва, 2010. Тираж 1000 экз.
Над мокрыми крышами домов Печатникова переулка парят две куклы — влюбленные Галима и Закир — «черноликие». Пожалуй, трудно найти более точный образ для обложки совсем недавно вышедшей книги Н.Райтаровской об одном из самых талантливых режиссеров российского театра кукол Владимире Штейне.
Это не биографическое повествование, скорее — роман о влюбленном в театр и жизнь кукольнике с добрым сердцем, ранимой душой и железным характером. Всю жизнь он занимался куклами, справедливо считая это занятие самым главным. Создал не один десяток спектаклей в Москве, Петербурге, Уфе, воспитал плеяду замечательных актеров. Сам же сыграл две главные роли — Ученика и Учителя.
Маленький Володя Штейн с детских лет был театралом. Шести лет от роду побывал с дедом в Большом театре на «Ромео и Джульетте» с Галиной Улановой в главной партии. Чуть позже тот же дед привел его в театр Соломона Михоэлса на «Короля Лира» и «Фрейлехс». С тех пор, пожалуй, все и началось. Он стал мечтать, нет — бредить сценой. Конечно, драматической.
Не раз представлял он себя то Принцем датским, то Арбениным, то Чацким. Много читал умных книг о сценическом искусстве. Посещая Московский Дом пионеров, играл роли отнюдь не героические, а те, что больше соответствовали его внешним данным — Мишку Квакина в спектакле «Тимур и его команда» и Гая Гиндсборна в «Робине Гуде». Когда в конце пятидесятых пришло время поступать в театральный институт, Володя Штейн, как это принято у абитуриентов, подал заявления сразу во все.
Но в артисты его не брали категорически.
«Понимаете, юноша, вы слишком умны для актера, — заметил Штейну на вступительном прослушивании Б.Захава. — Актер должен быть простодушен. Вам лучше стать режиссером…» Тот же «диагноз» поставил и кинорежиссер С.Герасимов: «Смотрю я, Владимир Михайлович, на ваши кинопробы и думаю: ну, кого вы, дорогой мой, будете играть в пятьдесят лет? Вредителей, шпионов и немецких офицеров? Идите в режиссуру…»
Хорошо говорить, идите. А как идти, если на режиссерский факультет принимают только с двухлетним трудовым стажем? Вот и пошел будущий кукольный режиссер в свои восемнадцать лет зарабатывать «трудовой стаж» в Дом пионеров в переулке Стопани. Дом этот знаменитейший. Можно сказать, московская театрально-киношная кузница. Володя еще школьником играл здесь в самодеятельных спектаклях. Руководительница драматической студии Дома пионеров Евгения Васильевна Галкина поручила ему создать здесь Кукольную студию.
О кукольном театре восемнадцатилетний абитуриент не знал тогда ничего. Но умел быстро учиться. Пошел в городской театр кукол к известному режиссеру В.Громову, смотрел спектакли в Театре Образцова и уже спустя несколько месяцев создал свой первый кукольный спектакль — «Кошкин дом» С.Маршака. Спектакль получился. О нем заговорили, его заметили, стали приглашать на конкурсы и смотры самодеятельности. У Володи Штейна появились новые учителя: выдающийся теоретик и историк театра кукол Ленора Шпет и народный артист России, драматург Е.Сперанский. Они были настоящими Учителями. Одними из тех, кто вместе с Сергеем Образцовым создали Государственный академический Центральный театр кукол — пожалуй, самую веселую и талантливую Кукольную империю ХХ века.
Этот театр надолго остался его вторым домом. И даже когда через много лет у заслуженного деятеля искусств Владимира Михайловича Штейна появился свой собственный театр в центре Москвы, он вспоминал тот «образцовский дом», где многому научился и многое понял. Так вспоминают старую коммунальную квартиру, живя в отдельной.
Сергей Образцов со товарищи вывел В.Штейна на профессиональный кукольный путь. В этом театре молодой режиссер получил профессию, создал много заметных спектаклей — «Солдат и ведьма», «Таинственный гиппопотам», «Наша Чукоккала», «Три толстяка»…
Володя Штейн и сам не заметил, как из Ученика превратился в Учителя. Просто однажды С.В.Образцов набрал курс студентов, режиссеров и художников-кукольников, и пригласил Штейна преподавать. Так началась его новая ГЛАВНАЯ роль.
Со временем режиссер перестал представлять свою жизнь без учеников. Как у каждого, у него была заветная мечта — создать свой театр. И хотя работа в Театре Образцова всегда считалась верхом кукольной карьеры, он вдруг понял, что ему пора уходить. Потому что карьера его не интересовала. Ему нужен был свой театр.
Вместе со своим постоянным художником (и замечательной женой) Мариной Грибановой он уехал далеко от Москвы, в Башкирию, и стал там главным режиссером Республиканского театра кукол. В 70-е годы, чем дальше от Москвы, тем было лучше. В те времена режиссеры, актеры, художники с радостью уезжали в театры Урала, Сибири, Дальнего Востока, чтобы там, возглавив театры, поставить те спектакли, о которых они мечтали. Никогда бы Штейну не удалось в Москве сделать то, что он создал в Уфе. Это были спектакли-размышления о человеке в бесчеловечной системе, о свободе среди рабов, о любви в океане ненависти. И надолго в памяти зрителей останется спектакль «Белый пароход» по повести Ч.Айтматова. Трагическая история, похожая и на крик, и на плач о загубленной невинной душе…
Башкирский государственный театр кукол под руководством В.М.Штейна в конце 70-х — начале 80-х годов был одним из самых ярких, известных театров на советском кукольном небосклоне. О Штейне стали писать, его цитировали, ему пытались подражать. Сначала, видя в чужих театральных работах собственные цитаты, Владимир Михайлович обижался. Н.И.Смирнова, одна из его учителей, известная своими многочисленными книгами об искусстве играющих кукол, как-то заметила: «Не обижайтесь на них, Володя. Вы хотите быть классиком, и при этом, чтобы вас не цитировали? Так не бывает».
Он привык создавать то, о чем мечтал, и создал в Москве на Сретенке Театр детской книги «Волшебная лампа». Вокруг «Лампы» собрались лучшие детские писатели, драматурги: Г.Сапгир, А.Усачев, Р.Сеф, В.Берестов, Г.Остер и др. Со временем здесь появились спектакли, без которых никто уже и не представляет нынешнюю кукольную Москву: «Сказки доктора Сьюза», «Буратино», «Винни пух и все, все, все…», «Как дожить до субботы», «Кошкин дом», «Капитанская дочка», «Принцесса на горошине» и многие другие. Каждый из них был открытие. В каждом жили талант Мастера и доброта, которой всегда и всем недостает…
Это всего лишь канва замечательного романа о яркой жизни удивительного режиссера. Канва, которую автору книги, кандидату искусствоведения, театральному художнику Наталье Райтаровской удалось превратить в захватывающее повествование о талантливо прожитой жизни, наполненной талантливыми друзьями и драматическими коллизиями.
Издание наверняка удовлетворит самого взыскательного книголюба и достойно внимания устроителей российских и зарубежных книжных выставок. В нем — не только глубокий, образный и увлекательный текст, но и редкие фотографии, рисунки, эскизы художников, точно подобранный, хорошо читаемый шрифт, оригинальный художественный макет. Все говорит о том, что книга сделана с большой любовью и уважением к человеку, ставшему ее главным героем.