Газета «Первое сентября» № 25-2004 г.

Педагог Московского кадетского корпуса Сергей Аршинов написал в анкете: «Какой день! Музыка, живопись, театр представлены на таком высоком профессиональном уровне, что мы ощутили их не как «предметы», а как таинственные явления жизни. Этого ни в одном пособии не найдешь».
А начался день с напутствия педагога-искусствоведа Бориса Неменского: «Рекомендации Министерства образования зачастую, мягко говоря, чудны и неграмотны. Мы вместе должны бороться за то, чтобы наши предметы стали важными в школе!»
По уже сложившейся традиции собравшиеся приветствовали лауреатов московского конкурса «Учитель года» эстетического цикла.
Педагоги-практики вели мастер-классы. Да так, будто в мире одни творцы и художники. Майя Карапетян, подсказала учителям мостики, которые ребенок настилает перед собой при переходе в неизвестную ему землю Культура: «Как приносили жертву богам? Они же невидимые? Наверное, надували воздушный шар».
Светлана Полищук говорила под музыку, а на естественной раме в белом углублении стены зала двигался видеоряд. И реальность уплывала, открывался мир образов.
«Давно мечтала поучиться у Светланы Полищук, – призналась гостья из Тверской области. – Вот бы такие занятия в регионах проводить!» «Самое большое впечатление – от встречи с Александром Майкапаром. Эта фамилия запомнилась мне с детства по повести Симона Львовича Соловейчика «Ватага «Семь ветров»». Один из ее героев играл музыкальную пьесу «Бирюльки» С.М.Майкапара – дедушки артиста. «Блестящий пример живого разговора о неуловимых загадках мелодий», «Я с наслаждением слушала живую музыку. Теперь знаю, как обновить свои уроки. Буду чаще сама играть». Мы в плену штампов, о музыке говорить не умеем. А здесь я услышала абсолютно точный, ясный анализ музыки», – наперебой хвалили выступавших участники марафона.
Художника Евгения Максимова почти допрашивали: «Какими должны быть отношения между мастером и учеником?», «Как формируется художник?». И напряженно вслушивались в ответы мастера. А он все приговаривал: «Может, это и не важно…»
Кукольный спектакль, который показали в рамках занятия «Театральные уроки литературы», заставил зал плакать и смеяться, как в детстве. Марина Грибанова, художественный руководитель театра «Волшебная лампа», совсем не удивилась такой реакции: «Когда в прошлом году к нам привезли чеченских детей, они, посмотрев наш спектакль, пошли закупать лоскутки, чтобы смастерить себе таких же кукол».
Заслуженный деятель искусств Андрей Золотов говорил об искусстве столь пронзительно точно и художественно, что его выступление само стало произведением искусства.
И пусть порой доносились сердитые окрики: «На марафоне неуместна демоническая музыка, которую пропагандирует Роман Насонов! Она не входит в программу и не имеет отношения к педагогике!» Хотя доцент Московской консерватории ничего не пропагандировал, а всего-навсего анализировал сложнейшие тенденции музыки XX века. Пусть высказывания были самые парадоксальные: «Все говорят только о музыке, а где же МХК?» Пусть у кого-то возникла престранная идея: «Раз такое большое собрание, нужны решения-резолюции, как на конференции!» Большинство марафонцев программа дня порадовала: «Я увидел потрясающих людей!», «А я почувствовала подлинную глубину культуры».

Людмила КОЖУРИНА