«Культура» №47 (7158) 17– 23 декабря 1998 г.

Владимир Штейн отметил сорокалетие своей творческой деятельности. Все эти годы отданы кукольному театру. Но его жизнь неизменно складывалась не «по протоколу». Сперва он организовал театр кукол в Московском городском доме пионеров, а потом пошел учиться. Преподавать на курсе у Сергея Владимировича Образцова стал раньше, чем получил диплом о высшем образовании. Настоящую же школу, по словам самого Владимира Михайловича, он прошел излюбленным для себя способом — на репетициях. Семнадцатилетним юношей он начал ежедневно, как на работу, ходить в Московский театр кукол, который в то время возглавлял Виктор Громов, бывший актер Мейерхольда, сподвижник Михаила Чехова, его товарищ по эмиграции. Затем сидел на репетициях у Охлопкова, у Образцова, у Товстоногова, у Эфроса.

Владимир Михайлович — эрудит, прекрасно знает историю искусств. И в то же время он — в чистом виде режиссер-практик. Любую завладевшую им идею он рано или поздно пробует на площадке. Только практика могла доказать, что постановка «Белого парохода» Чингиза Айтматова возможна на кукольной сцене. Не получилось осуществить ее в театре у Сергея Образцова, где Штейн на протяжении десяти лет был очередным режиссером и занимался в основном актерскими вводами, — он осуществил ее в Уфе, когда возглавил там Башкирский театр кукол. «Белый пароход» был не просто удачей. Он стал едва ли не культовым спектаклем кукольного театра семидесятых годов. А выведенная в нем на сцену большая, почти в человеческий рост кукла Мальчика с огромными грустными глазами — символом времени, трагического и гротескного. Несовместимость душевно чистого человека с удушающим, почти «безвоздушным» окружающим пространством нашла отражение и в других работах уфимского периода: в спектаклях «Галима» по повести М.Гафури «Черноликие» и «Не бросай огонь, Прометей!» М.Карима. Спектакли получали призы, о театре и самом Штейне много писали; в 1980 году прошли триумфальные гастроли Башкирского театра в Москве. После следующих московских гастролей Владимир Михайлович попрощался с уфимским театром…

Почти десять лет назад вместе со своей женой, известным художником театра кукол Мариной Грибановой, соавтором большинства его лучших спектаклей, он создал собственный театр. Режиссер и художник одинаково «странно» видят мир. В их спектаклях — игра масштабами и фактурами, сочетание почти несочетаемого. В созданном ими Московском театре детской книги «Волшебная лампа» Штейн и Грибанова ставят Пушкина и Шолом-Алейхема, Милна и Андерсена, Маршака и американского поэта и педагога доктора Сьюза. Но главное — своевольная фантазия этих двух художников получила возможность ничем не связанного полета, состояния, которым они одаривают многих своих героев: летали влюбленные в «Галиме», парит сегодня над обыденностью в своих мечтах меленький Мотл в спектакле «Как дожить до субботы».

Алла МИХАЛЕВА