«Экран и сцена»,№ 13 (273), 6-13 апреля 1995 года

НЕДЕЛЯ детской книги» — нечто, доставшееся нам в наследство от прошлого, когда школьные каникулы заполнялись развлечениями полезными, функциональными. Когда книга была лучшим другом и лучшим подарком. Когда детских писателей знали по именам и почти наизусть.

Честно говоря, я думала, что и этот праздник как-то тихо стушевался под напором событий последних лет, а особенно — под напором теле– и видео интересов наших подростков. Ан-нет! Что-то из прошлого, оказывается, выжило. И, лишившись пышности и громогласности, осталось тихим праздником для небольшого круга тех, кто еще берет порой книжку в руки.

25 марта открылась очередная «Неделя детской книги» — не как прежде, когда под этот праздник отдавался Колонный зал Дома Союзов и, словно на новогодней елке, персонажи сказок всех народов, детские писатели и юные читатели, образовывали широкий круг, символизировавший истинность утверждения о самой читающей стране в мире.

На этот раз «Неделя» началась в разных точках Москвы по-разному: с различной степенью торжественности и функциональности — в библиотеках (детских, разумеется, сколько бы их ни осталось), в отдельных школах. И — в театре. В своем роде уникальном театре «Волшебная лампа», который носит и еще одно название: Московский театр детской книги. Здесь в этот день шел спектакль «Как дожить до субботы», мюзикл Генриха Сапгира и Владимира Штейна (композитор Борис Петров) по «Мальчику Мотлу» Шолом-Алейхема.

Предваряя спектакль, руководитель театра Владимир Штейн сказал для тех, кто пришел сюда впервые, что название «Волшебная лампа» выбрано Театром книги не случайно. Многие знают сказку об Алладине — вот так и здесь, в зрительном зале маленького театра, словно от прикосновения к волшебным страницам книг, начинают происходить чудеса.

В спектакле играют актеры и куклы, и из их органичного и удивительно трогательного взаимодействия рождается поэтичный, согретый живым теплом и замечательной музыкой мир Шолом-Алейхема, писателя, которого сегодняшние дети совершенно не знают и не читают. Думаю, что для режиссера Владимира Штейна это не секрет — потому и выстраивает он театральное действие как трепетный рассказ о жизни маленького мальчика, не слишком сильно включенного в жизнь взрослых. Смерть отца и гибель любимого теленка Мени для малыша равнозначны, потому в его снах и грезах (эти эпизоды спектакля сделаны на редкость тонко и выразительно, словно мир переворачивается вверх ногами, обретая волшебную и счастливую невесомость) они всегда рядом: и когда зовут мальчика вернуться в родной дом от Кантора Герш-Бера, заставляющего Мотла нянчить маленького ребенка; и когда обещают ему встречу в американском раю, куда устремляется семья Мотла из родного местечка.

Вообще, эта повесть классика еврейской литературы, некогда бывшая почти обязательным чтением в нашей интернациональной стране, сегодня, в свежем перечитывании театра «Волшебная лампа», покоряет какой-то особенной поэтичностью. Кажется, Владимир Штейн вдохновлялся в своей работе тем богатством литературных средств, которые именно с помощью театра могут раскрыться столь ярко и неожиданно. Очень простая сценография Марины Грибановой (она же — автор кукол) позволяет чудесам рождаться непосредственно на наших глазах: вот старший брат Мотла, Эля, бросил в печку книгу о том, как разбогатеть, не принесшую его семье долгожданного благополучия — и сразу же заметался по сцене «красный петух»; вот прошло время после смерти отца Мотла и из рук актера медленно, плавно полетели и закружились красные и желтые листья. Осень пришла в местечко. Да и само местечко, домики, расположенные словно на ветках деревьев, стоящих по краям сцены, пронизывают мысль неожиданным ощущением,— словно это не люди поселились здесь, а птицы божьи живут в своих гнездах. Птицы, которых так любил Шолом-Алейхем.

Осталось напоследок помянуть добрым словом и актеров. Играя в спектакле, они живо и увлеченно работают и с куклами, становящимися под их руками совершенно естественными и живыми.

Театр «Волшебная лампа» существует шесть лет. В наше смутное время он отчетливо заявляет о своей задаче: вернуть ребенка к книге, показав юному зрителю — какой огромный, поистине бездонный мир открывается на ее страницах.

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ