«Наша школа» № 11 (28) 2001 г.

В юные годы мне повезло. У меня был любимый учитель. Мне нравилось приходит к нему на занятия, нравился их легкий воздух, наполненный пестрым юмором, заразительной изобретательностью и чудесным дружелюбием. Учитель радовался каждому новому ученику так, что с первого дня тот чувствовал себя «своим» среди «стариков».

Было это уже давно, в 60-е годы, и не в школе, а в юношеской кукольной студии «Мозаика; руководил ею уже тогда популярный в Москве режиссер Владимир Михайлович Штейн, впоследствии заслуженный деятель искусств. В нынешнем октябре ровно год, как он ушел из жизни.

Но попробую рассказать сначала. Он родился за год до Великой Отечественной войны в Москве на Петровских линиях, напротив абонементного отдела Библиотеки иностранной литературы, неподалеку от Большого, Малого и Художественного театров. Возможно, этим определились две самые большие страсти его жизни: книги и театр. И тем, и другим он увлекся очень рано. А в 17 лет на чал работу в Московском городском Доме пионеров в качестве педагога-режиссера детского театра кукол. Театр этот назывался как шекспировский — «Глобус». У этого театра были свой устав, свой флаг, множество смелых и озорных, тонких лиричных спектаклей, свои гастрольные поездки, походы летом. Все ребята дружили между собой, были преданы своему наставнику. Поэтому очень многие из тех, кто детьми пришли тогда, в 1957 году, заниматься в студию «Глобус», по первому зову съехались в октябре прошлого года в Москву, чтобы вместе попрощаться со своим учителем.

В шестидесятые годы Владимир Михайлович окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, до 1975 года работал режиссером-постановщиком в Театре С.В.Образцова и преподавал в ГИТИСе.

Удивительно, что очень деятельная жизнь этого человека четко разделяется на десятилетние периоды: десять лет — «Глобус», десять лет профессиональной работы в сотрудничестве с С.В.Образцовым, затем десять лет невероятного взлета в Башкирском театре кукол (г. Уфа), где Владимир Штейн — главный режиссер, а его жена Марина Грибанова — главный художник. Спектакли, поставленные в этом десятилетии (1975–1985 годы), стали классикой кукольного театра, по ним выучилось не одно поколение актеров: «Белый пароход», «Галима», «Урал-Батыр». Несколько десятков спектаклей. Жители Уфы толпились у театрального подъезда, «стреляя» лишний билетик, как в Москве когда-то народ осаждал Театр на Таганке. Каждая премьера становилась событием в городе. Последовали фестивали, премии, слава. Кроме Москвы и Уфы много спектаклей было поставлено вместе с Мариной в Ленинграде, Смоленске, Вологде, Владимире, Элисте и других городах.

Такие успех и востребованность дорогого стоят. И цена была заплачена огромная. А может быть, это цена за умение радоваться жизни и учить этому тех, кто рядом? А может, такую цену платит всякий настоящий художник?

Две операции головного мозга с промежутком в 10 лет. После таких операций мало кто вообще возвращается к полноценной жизни. А Владимир Михайлович вернулся, чтобы последнее отпущенное ему десятилетие потратить на осуществление своей старой и самой большой мечты — создать театр кукол для детей, соединив в нем две свои давние страсти, театр и книгу.

В 1989 году вместе с Мариной Грибановой и несколькими друзьями он открывает Московский театр детской книги «Волшебная лампа» в Костянском переулке на любимой Сретенке, в двух шагах от переулка Стопани, куда в 1957 году семнадцатилетний мальчик Володя Штейн пришел работать с детьми.

Круг замкнулся. Рядом снова были дети, пришедшие посмотреть сказочные спектакли: «Буратино», «Кошкин дом», «Котенок по имени Гав», «Винни-Пух», «Сказки доктора Сьюза», «Свет мой, зеркальце», «Капитанская дочка», «Как дожить до Субботы», «Сказки про Принцев и Принцесс».

Ребят встречал постаревший от болезней и мук сказочник в инвалидном кресле. В руках у него был старинный медный колокольчик, сзывавший негромким звоном зрителей в уютный зал, где их ждало чудо оживления знакомой сказки, а сказочника увозили в кабинет художественного руководителя — отвечать на звонки, встречать писателей, композиторов, «смотреть» новых актеров, принимать или отклонять самые невероятные проекты (например, проект Международного фестиваля театра кукол «Волшебная лампа», осуществленный в 1992 году, в самый разгар перестройки, когда театры повсюду просто гибли).

В этом кабинете вдоль стен стоят книжные шкафы с любимыми книгами и старыми фотографиями. Здесь Владимир Михайлович и прожил самые последние годы: в своем театре, среди своих книг.

Отныне все спектакли театра «Волшебная лампа» будут посвящаться Владимиру Штейну.

Когда уходят из жизни такие люди как он, на их месте никогда не зияет пустота. Остался и окреп на Сретенском бульваре театр «Волшебная лампа». Сохранились и с успехом идут в нем поставленные спектакли. А главное, остались ученики: и те — еще из пятьдесят седьмого года, и те, кто невольно пополнили их ряды, став свидетелями ежедневного подвига в борьбе духа с пустотой.

Елена Потапкина, учитель Московской 57-й школы