«Московский Запад», № 22 (196), 29 мая – 4 июня 1995 года
Как оторвать ребенка от телеэкрана? Как развить в нем способность к сопереживанию? Как объяснить ему, что, помимо мира компьютерных игр, существует другой, не менее увлекательный мир литературы?
Сегодня этими вопросами задаются многие. Ищет на них ответы и Московский театр детской книги «Волшебная лампа». И, похоже, — успешно. Театр, приютившийся под крышей Московского дома любителей книги, совсем недавно, чуть больше месяца назад, уже обрел собственного зрителя. Многие приходят сюда не впервые. И приходят не просто на спектакль, а именно в театр, который начинается здесь, по Станиславскому, «с вешалки». При входе каждому ребенку дарят книжку. И не имеет значения, толстая эта книжка или тоненькая, есть она уже в домашней библиотечке или нет. Ребенок чувствует — его ждали, и встреча с книгой — всегда праздник.
Театр «Волшебная лампа» постоянно ищет формы общения с детьми. Это то праздник девочек, то праздник мальчиков, то литературная викторина, то встреча с детским писателем. А если писатель еще к тому же бард, как, например, Александр Пинегин, легко находящий контакт с юной аудиторией, то дети вместе с ним весело распевают знакомые мелодии или подхватывают новые, пока незнакомые.
Но все эти выступления, загадки, шутки, конкурсы с непременными призами (конечно же, книгами) — только прелюдия к главному событию праздника — кукольному спектаклю. И тут театр и его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Владимир Штейн проявляют редкую изобретательность и мастерство.
Можете представить себе спектакль, который можно сыграть в больничной палате, в детском саду или даже в домашней обстановке? В репертуаре «Волшебной лампы» есть спектакли, которые можно сыграть в любых походных условиях без какого-либо ущерба для их художественных достоинств. В их числе «Котенок по имени Гав» Григория Остера. Этот несложный по оформлению спектакль можно назвать чисто актерским. Когда на сцену выходят симпатичные молодые люди в коротких штанишках с куклами в руках, это чрезвычайно мило и симпатично. Но когда они перевоплощаются в своих забавных героев (котенка, щенка, коварного кота, простодушного пса) и в то же время виртуозно манипулируют куклой, тут начинается театр и, надо сказать, очень хорошего уровня.
Уровень культуры — это вообще то, что отличает спектакли «Волшебной лампы», будь то камерные «Котенок по имени Гав» или «Загадка курочки Рябы» М.Бартенева и А. Усачева или более сложные постановочно «Как дожить до субботы…» по мотивам повести Шолом-Алейхема «Мальчик Мотл» или «Тили-Бом» С. Маршака. Ни в одной из работ театра нет и тени халтуры, столь характерной для детских утренников.
Спектакли театра очень разные. В одних функционируют актеры, клоуны, куклы, маски, в других — только актеры и куклы, в третьих — исполнители в масках (это тот случай, когда артист и кукла как бы объединяются в одном лице). Но это всегда — богатство фантазии, жанровое разнообразие, яркое оформление (постоянный и бессменный художник театра — Марина Грибанова) и очень живые привлекательные герои. До чего же забавен и трогателен наивный и добросердечный слон Хортон из «Сказок доктора Сьюза», спектакля, где актеры играют как раз в масках. А как кокетлива и выразительна Кошечка из «Тили-Бома», спектакля, поставленного в технике «Черного кабинета», позволяющего творить на сцене разнообразные превращения: наделить кошку туловищем петуха, свиньи или даже козла, а потом, словно извинившись за подобную путаницу, вернуть все на положенные места.
Но метаморфозы, волшебство, музыка и танцы, которых много в постановках «Волшебной лампы», для театра отнюдь не самоцель. В цетре любого спектакля – история и судьба. Судьба Хортона, история дружбы котенка и щенка, история семьи маленького Мотла.
Театр небогат (не хочется употреблять применительно к яркому творческому коллективу слово «беден»). Существует он в значительной мере на вспомоществование спонсоров. Однажды, когда представители театра обратились к некой коммерческой структуре оказать посильную материальную помощь, в ответ услышали традиционное — «Для чего это вам нужно?». «Для того, чтобы ваши дети выросли нормальными людьми и для того, чтобы их окружали нормальные люди», ответили идеалисты из «Волшебной лампы». Отказ был жестким и определенным: «Наши дети здесь жить не будут!».
«Волшебная лампа» существует шесть лет. И будем надеяться, что теперь, когда театр наконец обрел постоянное пристанище, его адрес: Старая Басманная, 20 — станет тем местом, где московская детвора пристрастится к издавна любимому в России занятию — чтению книг. Ведь не все же уедут. Кто-то останется жить в этой стране. Как вы думаете?